Агапа в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

На вопросы учеников 5 – 11 классов отвечает духовник школы протоиерей Алексий Уминский.

Вопрос: Почему в православной школе допустимы такие явления, как рок-группы? Ведь рок связан с молодежными антихристианскими течениями середины XX века.

- Я не могу сказать, что рок связан именно только с антихристианскими движениями середины XX века. Он связан с протестными движениями того времени и прежде всего с протестом, который называетсянонконформистский протест, то есть не принимающий устоев буржуазного потребительского общества. Вместе с этим вся традиционность буржуазного общества отвергалась, в том числе и религиозность, то есть религиозность, которая стала символом внешнего поклонения Богу, фарисейского отношения к вере, только «воскресные верующие» (прийти на воскресную службу, а жить не по-христиански, считать себя верующим христианином, а поступать совсем не по-евангельски). Это все отвергалось молодежным движением середины XX века, в среде которого и родилась рок-музыка. Эта музыка очень разнообразна, она могла быть и антихристианской, и антирелигиозной, но и существовала музыка, которая могла вполне быть обращена к христианским истокам, так называемый христианский рок. В принципе, любое культурное явление, в том числе и рок-музыка, которая осмысливается в христианской среде, может стать и христианским искусством.

Таким искусством, например, стал театр, который в языческой среде был культовым. Но, тем не менее, христианство смогло воцерковить и театральное искусство в том числе. Музыка тоже может быть носителем как идей антихристианских, так и идей христианских. Люди, которые занимаются музыкой, в том числе и рок-музыкой, могут выражать через нее и христианское свое собственное мировосприятие, и свои христианские чувства. Давайте сами представим: мы пользуемся календарем и совершенно не задумываемся о том, что и месяцы в календаре носят языческий характер. Например, январь — носит имя греческого бога Януса, март -языческого бога Марса. Христианство не стало менять календарь, но его воцерковило и сделало церковным богослужебным кругом. То же самое случается и с искусством, которое становится уже христианским. Я не думаю, что наша рок-группа, которая сейчас в гимназии зарождается, является антихристианской. Ребята живут вполне христианской жизнью, многие из них являются алтарниками и искренне верят во Христа, стараются сделать свою группу настоящей христианской группой.

Вопрос: Как Вы относитесь к таким явлениям, как фиктивный брак и совместная жизнь до брака?

- Лично я мнения по этому поводу не имею и не хочу иметь, потому что по этому поводу есть совершенно четкое церковное учение. Никакого личного мнения здесь быть не может. Церковь очевидно говорит, что всякое ложное представление о браке является грехом. Никакого фиктивного брака Церковь признавать не может. Никакой совместной жизни до брака она не может признать за нормальное явление, считает это грехом смертным, прелюбодейным, за который человек отлучается от Церкви на 7 лет, и это в случае покаяния. Поэтому, даже никаких разговоров о том, что возможна какая-то совместная жизнь до брака, фиктивные браки, в нашем сознании христианском быть не может. Для нас брак – это величайшая святыня, к нему мы должны себя готовить, подходить к нему в чистоте и в полноте любви. Тогда этот брак благословляется, становится вечным и соединяет супругов не только на земле, но и в Царстве Небесном навсегда.

Вопрос: Как Вы считаете, возможно ли идеальное религиозное общество в условиях нашего мира?

- Возможно, ребята. Приходская община, наша гимназия в самых лучших ее проявлениях: вместе причащаемся, собираемся, радуемся, веселимся – это как раз идеальное религиозное общество в нашей жизни. Это надо хранить и Бога за это благодарить.

Вопрос: Как относиться к православным людям, чью жизненную позицию можно обозначить выражением типа: «Помада – помощник ада», или «Ходя на каблуках, вы уподобляетесь дьяволу, цокая каблуками, как копытами»?

- Мне кажется, что сам способ, такой тип отношения к людям, в христианстве неуместен. Нельзя смотреть на людей с такой точки зрения, такими глазами. Нельзя людей таким образом оценивать. Каждый человек – это образ и подобие Божие. Если человек внутренне целомудренен, скромен, тих, молитвенен, любит Бога, то он вряд ли будет украшать себя помадами и высокими каблуками, короткими юбками. Это так, конечно. Но с другой стороны, относиться к человеку, у которого ветер в голове бывает, свистит, вместо хороших мыслей, таким образом, что он аду сопричастен, мы не имеем права. Мы никого не можем осуждать. Надо смотреть на себя прежде, на свои собственные грехи, на свое собственное отношение к Богу. А к православным людям нужно относиться с любовью. А с особенной любовью надо относиться к тем, кто нуждается в нашей молитве и поддержке. А так людей оценивать, что я лучше – это фарисейская позиция. Так мог сказать только фарисей: «Я не такой, как прочие люди, которые ходят на каблуках, помадой своей мажут губы». Не будем так относиться к ближним своим, но все-таки будем знать, что внутреннее наше сокровище выражается и во внешних проявлениях жизни. Вряд ли можно подумать, что человек, который глубоко любит Бога, живет молитвой и стремится попасть в Царство Небесное, будет нескромно себя вести или нескромно одеваться.

Вопрос: В Раю все должны быть счастливы. Но как мы сможем быть счастливы, если, допустим, мы — спаслись, а близкие нам люди – нет?

- Вопрос этот очень серьезный и глубокий, который задавали себе многие мудрые и праведные люди. Возьмем Библейские Ветхозаветные пророческие слова, скажем, пророка Еноха. Автор вопрошает: « Как я могу быть счастлив и жить спокойно во спасении, зная, что близкие мои не удостоились этого?» На этот вопрос я не могу ответить до конца, потому что во многом есть тайна Божия милосердия, тайна Божией любви и того, как Господь спасает людей. Но если мы знаем, что Бог пришел в мир, чтобы спасти всех людей, то значит Ему угодно, чтобы все люди спаслись. И если мы знаем, что наши ближние сейчас находятся не на пути ко спасению, а на пути к погибели, то мы должны за них молиться от всего сердца. И если мы попадем в Царство Небесное, если Господь помилует нас за наши грехи, то даст радость войти в Его Царство Небесное, как вошли туда угодники Божии. Вы думаете, они там в полноте счастья находятся? Да нет же. И Матерь Божия, Которую мы сегодня прославляем, Она Мать всех скорбящих, Взыскание всех погибших, Утоление всякой печали. Богородица, находясь в Царстве Небесном, сейчас скорбит о наших грехах, болезнует о нас и каждого человека пытается во спасение возвести. Так и наши родственники, которые удостоились Небесного Царствия, тоже не всегда там веселы, так как видят нашу жизнь и наши грехи и пытаются нам помочь. Их молитвами часто мы спасаемся. И поэтому наши молитвы о близких должны всех людей из преисподней в Царство Небесное возвести. Многое зависит не от Бога даже, а от нас. Господь дал нам такое дерзновение спасать друг друга, и мы не должны об этом забывать.

Вопрос: В одной из притч Иисус говорит, что «…легче верблюду пройти сквозь игольные уши, чем богатому войти в Царство Небесное». Как же быть нам? Ведь мы не так уж бедны. Значит, мы не сможем спастись?

- Дальше Христос объясняет смысл этой притчи. Невозможно тому, кто надеется на свое богатство, войти в Царство Небесное, то есть говорит о тех людях, которые свое богатство сделали самым главным сокровищем своей души. Помните, Господь говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Если для человека сокровище – это его материальные ценности, то все его сердце лежит там, среди денег. Знаете, однажды в одном монастыре монах говорил очень правильные вещи: «Очень часто мы носим деньги близко с нашим сердцем. Очень важно, чтобы деньги были здесь, а не входили туда, не проникали вглубь нашего сердца». Может быть так, что мы в этой жизни достаточно обеспеченные люди. Но мы знаем, что среди святых очень много было богатых, обеспеченных людей: царей, императоров, благоверных князей, которые были обладателями сокровищ, но, тем не менее, их сокровище, клад были во Христе, в Царстве Небесном, а не в деньгах. Поэтому, если наше сокровище будет в Боге, в Евангелии, тогда, конечно, путь ко спасению будет нам открыт. Христос сказал: «Ищите прежде Царства Небесного и правды Его, а все остальное приложится вам».

Вопрос: Что такое личность?

- Личность человека заключена в том, что он есть образ и подобие Божие.

Вопрос: Почему в православном храме Греции на службе сидят, как католики?

- Сидят не как католики. Дело в том, что это очень древняя традиция, которая заключена как в православной Церкви, так и в католической. Есть моменты богослужения, на которых можно садиться, а есть моменты, на которых необходимо стоять. На богослужениях в католических храмах тоже не все время сидят. Есть моменты богослужения, на которых все встают и даже встают на колени. И верующие очень хорошо знают эти моменты богослужения. У нас тоже есть специальные молитвы, которые называются седальны или кафизмы (что с греческого языка означает: сижу, сидение, седальное), а есть наоборот, акафисты. Акафист переводится как неседальное пение, на нем нужно стоять. В этом заключается только традиция русского православия и архитектура русского храма, которая не предполагает места для сидения. Никакой католической традиции здесь нет.

Вопрос: Нужно ли давать милостыню людям, которые просят ее на улице, в метро и других общественных местах?

- Господь нам заповедовал давать просящим. Мне кажется, что здесь нужно спокойно, в простоте сердечной, если мы видим бабушку просящую или бездомного, подать столько, сколько мы можем.Вопрос: Как Вы относитесь к различным аномалиям: НЛО, кругам на полях, людям с якобы «даром ясновидения», а также к привидениям и духам?- Слово аномалия означает ненормальный. К ненормальному нельзя относиться нормально. К тому, что является неестественным, искаженным, болезненным, мы, христиане, относимся как к проявлениям греховной, бесовской и нечистой силы. Искать в этом что-то научное или особенно духовное мы не имеем права.Вопрос: Как Вы думаете, есть ли какие-то действительно страшные, жуткие, «проклятые» места?- Вы знаете, ребята, может быть и есть. Проклял же Господь Содом и Гоморру. Наверное, какие-то знаки Божьего гнева остаются на земле, но я, честно говоря, не знаю, как к ним относиться.Вопрос: Зачем Господь при всемирном потопе уничтожил людей из-за грехов, хотя Он дал им свободную волю?- Да, действительно, Господь совершил такой ужасающий акт истребления греховного человечества, когда воззрел на людей. А вы кто-нибудь читали это повествование в Библии? Дело в том, что Ной строил свой ковчег много десятилетий. Это огромный корабль, на который должно было вместиться большое количество животных и людей. Мог ли человек один или со своей семьей, даже если нанять работников, очень быстро построить такой корабль, когда не было современных средств производства? Вот он и строил несколько десятилетий, и это было свидетельство того, что Господь призывает людей к покаянию. Люди подходили к Ною и спрашивали: «А что ты тут делаешь, безумный?» И он говорил: «Знаете, за грехи Господь нашлет на мир потоп. Покайтесь, перестаньте грешить. Вот ковчег для спасения, вы можете в него войти и спастись». Над ним только все смеялись и продолжали грешить. Все это время Ной проповедовал покаяние, вразумлял и призывал людей перестать грешить. Но люди веселились, пили, ели, и в конечном итоге разразился день Божьего гнева. Тогда в ковчег вошли те, кто захотел свободной волей своей туда войти, и тот животный мир, который был безгрешен. Вот и все. Здесь свободная воля бесконечно проявлялась. Ноев ковчег стал образом, символом Церкви Божией, как Кораблем нашего спасения, в который каждый может войти и спастись.

- Были ли люди, которые покаялись во время всемирного потопа?

- Об этом Священное Писание нам ничего не говорит. Может быть перед смертью люди и покаялись, когда увидели неминуемый гнев Божий. Очень многие люди осознают свои грехи в самый последний момент своей жизни. Об этом нам говорит Евангелие в лице благоразумного разбойника. Будем надеяться, что такие люди были.

- Куда они попали?

- Дело в том, что до пришествия Иисуса Христа в мир и Его Воскресения, все люди, в том числе и погибшие при потопе, и даже святые и праведники Авраам, Исаак и Иаков, и даже Иоанн Креститель, все были в аду. Более того, когда мы поем тропарь Иоанну Предтече, то поем, что он первый, вошедший во ад, проповедовал покаяние. Это значит, что те люди, которые при потопе погибли, находясь в аду, услышали Иоанна Крестителя и там могли уверовать во Христа. Даже там, в аду, у них была возможность ждать Христа, Который избавляет всех от смерти. И тех, кто уверовал в Него, в своих грехах покаялись, находясь в аду, тех Христос воскресил с Собой, когда после смерти на Кресте сошел во ад.