На вопросы учеников 5-11 классов отвечает духовник школы протоиерей Алексий Уминский.

Вопрос: Почему правители Украины, Грузии, Литвы, Латвии не любят Россию?


- Вопрос очень серьезный, который мы не можем не задавать себе. В данной ситуации мы находимся в такой сложной политической обстановке, в которой по телевидению, по радио везде звучит лейтмотив, что нас все не любят, от нас все отвернулись. Я бы хотел сказать, ребята, что для того, чтобы тебя любили, а все хотят быть любимыми, прежде всего надо захотеть любить других. Надо начинать, прежде всего, с каждого человека. А кого я люблю? Кроме папы, кроме мамы и самых близких мне людей? Бывает, что я могу не любить соседа по парте, учителя, который поставил мне двойку справедливую. Могу поссориться с кем угодно, но при этом хотеть, чтобы меня любили. Но как Христос в Евангелии сказал? "Как вы хотите, чтобы с вами обращались люди, так и вы обращайтесь с ними". Золотое слово Евангелия. Лучше ничего не придумаешь. Если ты хочешь, чтобы тебя любили, начни любить первый.

Если ты хочешь, чтобы тебя прощали, начни прощать первый. Если ты хочешь, чтобы люди были к тебе открытыми и доверчивыми, начни доверять. Мы живем в таком мире, к сожалению величайшему, в котором слова Евангельские забыты абсолютно. Они забыты не только на Западе, но и у нас на Востоке. Как могло получиться, что такая прекрасная замечательная православная страна Россия не смогла сохранить дружбу с такими же православными своими соседями? С Украиной, с Молдавией, с Грузией? Россия, которая окружена православными народами, с которыми была дружна все время, вдруг потеряла с ними связь? Можно ли сказать, что это вина этих стран? Наверное, да. Но можно ли сказать, что в этом нет никакой вины России? Наверное, нет. Россия — это очень крупная и сильная держава, которая должна к себе притягивать, как магнит притягивает. В этом смысле Россия не смогла выполнить этой задачи, она не смогла привлечь к себе те страны, которые всегда были ее буфером, охраняли ее со всех сторон: с запада, востока и юга. Грузия — это граница с мусульманскими странами. Украина — на границе с католическими странами. Молдавия — на границе с Турцией. Православные страны, родные люди, и вдруг Россия со всеми во вражде. Это говорит о том, что люди перестали слышать Христа, люди перестали выполнять заповеди, и мы, христиане, должны это хорошо понимать. Мы ждем, чтобы нас все любили. А мы достойны этой любви? Мы все такие хорошие? Да нет же. И если вы всерьез задаете такие вопросы, почему нас никто не любит, да потому, что мы, христиане, сами должны учиться этому правилу Евангелия. Если вы хотите, чтобы с вами обращались с любовью, первые делайте такие шаги по отношению к другим. И это, между прочим, может быть когда-нибудь придет в голову нашим дипломатам, что проблемы эти можно решать не с помощью угрозы и перекрытия газа, а другими методами.

Вопрос: Почему не любят евреев?


- Почему не любят евреев? А почему не любят русских? Как же нас не любить, ведь мы все такие хорошие? А почему не любить евреев? Может, они сделали что-то плохое? А почему тогда к римлянам так не относиться, которые на самом деле распинали Христа? И смеялись над Ним, и надругались над Ним и бичевали Его римские воины? Почему к итальянцам нет такого отношения? Если кто-то не любит евреев, узбеков, китайцев, русских, американцев, украинцев, этот человек называется фашистом. Если кто-то кого-то не любит из-за его другой национальности, другой культуры, другой расы, другого цвета лица, другой фамилии, то он просто-напросто фашист. Фашизм начинается с того момента, когда кто-то считает, что та или другая национальность плохая. Все люди между собой равны. Все люди имеют одинаковую совершенно природу, все сотворены по Образу и Подобию Божию. И каждый человек будет судиться не по своей национальности, не по количеству богатства, не по тому, сколько он прочитал книг в этом мире, а по тому, как он исполнил Христову заповедь. Если, ребята, вам кто-то когда-то скажет: "Я не люблю такого-то, я не люблю черномазых, я не люблю евреев", — вы держитесь от такого человека подальше.

Вопрос преподавателя математики Мкртчян Рубена Александровича:
- Прослойка фарисейская оставила ли после себя наследников до наших времен, или они перевелись?


- Да, я думаю, прослойка фарисейская осталась и очень большая. Она плавно перешла в христианство, и теперь очень часто восполняет недостаток фарисеев, которые исчезли сейчас как секта. А вот сознание фарисейское, манера фарисействовать, манера жить внешним, а не внутренним, осталась и прижилась.
Я хотел бы подвести итог. Господь часто обличал иудеев в Евангелии, но дело в том, что Он сам иудей. Он обличает тех, кто Его окружает, не как нацию, а как общину, которая несет в себе истинную веру. Иудейство не является национальным признаком, а признаком духовным. Фарисейство — это не свойство национального характера, у каждой нации есть свои национальные свойства. Каждая национальность, пусть то французы, американцы, китайцы и миллионы других наций, несут в себе как образы высокого духовного полета, так и самые низменные вещи. В каждом человеке можно увидеть проявления либо того, либо другого. Нет нации, которая бы была лучше или хуже другой. А Христос обличает именно духовные законы общества, и фарисейство — это не национальная черта, а духовная.

Вопрос: Какая связь между православием и роком?


- Никакой связи между православием и роком нет. Нет связи между православием и Рахманиновым, между православием и казачьим хором или театром. Это не религиозные вещи, православие — это наша вера. Как-то один человек, очень умный и талантливый физик, увлеченный шашками, подошел ко мне и сказал: "Батюшка, я написал книгу "Православие и шашки". Какое может быть отношение у православия к шашкам? А он мне говорит: "Как это, ведь православие освящает собою все". И мне на это нечего было сказать. С одной стороны, рок не имеет никакого отношения к православию. Театр, кино и живопись тоже не имеют никакого отношения к православию. Но как только православный человек начинает заниматься каким-то делом, его вера сразу начинает освящать то дело, которым он занимается. Всякое дело может быть освящено православием, даже шашки. Все, чем люди занимаются с верой, с любовью к Богу, с желанием послужить, становится освященным этим деланием. Любое такое дело становится православным.
А если человек занимается любым делом с темными мыслями, в состоянии злобы, помрачения ума, то даже самое прекрасное будет нести отпечаток этого помрачения. Поэтому мы видим в искусстве, в музыке как высоты духа, освященные верою и стремлением души к Богу, так и низменные его проявления. Это может быть и в классической музыке, и в рок музыке, и в живописи, и в кино, в любом искусстве. Бог дает нам свободу творчества. Наша вера сама по себе — это полнота жизни, она сама по себе отношения к року не имеет. Но если человек с такой верой берет в руки гитару и пытается на этом языке говорить с людьми, с миром, освященным верою и у него это хорошо получается, потому что он профессионально этим занимается, любит это, и чувства высокого, прекрасного доносит через музыку и слово, то тогда это может послужить для кого-то очень важным шагом ко Христу.

Вопрос Рубена Александровича: Несет ли музыка духовный настрой независимо от конфессиональной принадлежности?


- Наверное, несет. Музыка, как особенная область искусства, творчества, в своем глубоком восприятии очень сродни молодежи. Когда слушаешь произведения великих композиторов и этой музыкой проникаешься, то возникает внутреннее чувство, очень похожее на молитвенный настрой. Человек по своей душе похож на одноликий музыкальный инструмент. Мы говорим о себе: "я расстроен", "у меня хорошее настроение", "сердце поет", " я испытываю диссонанс". Мы к нам самим относим вещи, которые непосредственно относятся к музыке. Для Бога наша душа, если она правильно, хорошо настроена, звучит как хорошо настроенный музыкальный инструмент, Если мы живем хорошей духовной жизнью, то мы как слово, к Богу обращенное, как песнопение и не зря все музыкой окружаем. Всякое музыкальное движение воспринимается нами серьезно. Музыка на нас влияет, может быть более чем что-либо другое. Любой видеоряд, не сопровожденный музыкой, теряет восприятие более чем на 50%. А вот любую музыку под видеоряд подложить — мы будем по-другому воспринимать даже видимые вещи. С музыкой нужно быть осторожней. Не всякая музыка одинакова. Рок-музыка — это музыка, родившаяся в состоянии депрессии, это музыка протеста, одиночества, это музыка человека, потерявшегося в этом мире. И ритмы, и все, что окружает, влияет именно на те струны человеческой души, которые более всего отзываются на эту тональность. Тем не менее, это не значит, что в этой музыке человек не может найти себя. Рок-музыка тоже развивалась и нашла своих композиторов, исполнителей, которые смогли через эту музыку ее и возвысить, и выразить очень высокие чувства и мысли. Рок-музыка может быть очень высокой, очень красивой, наполненной содержанием. Мы знаем наши русские рок-группы, которые наполнили настоящим поэтическим содержанием свои песни. Это музыка Цоя, Шевчука, через которую человек узнает себе подобных. Я думаю, что как явление, рок-музыка совершенно неоднозначна. Нельзя сказать, что рок-музыка — это только хорошо. Так нельзя сказать ни про одно течение современного искусства. Современные театры — это та же самая история, та же эксплуатация низменных, депрессивных струн, одиночества человека. Но, тем не менее, через театр тоже можно говорить о высоком. Если мы будем искать не возможности себя возвысить в чем-то, а заниматься по-настоящему, то можно и в рок-музыке себя проявить, но действовать аккуратно.

Вопрос: Когда самоубийство стало грехом?


- Самоубийство всегда было грехом. Человек отвергает дар Божий и не хочет нести свой крест. Правда, надо сказать, что случаи, когда самоубийство является грехом в прямом смысле, достаточно редки. Мы знаем, что в последнее время возросло количество самоубийств, но очень часто эти самоубийства бывают у людей, которые страдают психическими заболеваниями, которые живут в состоянии сильнейшей депрессии, как психической болезни. В таких случаях Церковь не считает подобные действия грехом, а только следствием болезни. Тогда самоубийц отпевают. Но существуют, к величайшему сожалению, современные молодежные движения, которые начинают эксплуатировать тему самоубийств. Это движения "Готика", "ЭМО", которые в песнях, в музыке, в разговорах, в дневниках все время говорят, как им не хочется жить, что они хотят соединиться со смертью. Это очень опасно. Известны случаи, когда в Архангельске, по-моему, за месяц произошло 6 самоубийств молодых людей 16 -17 летнего возраста. Это стало модным, люди вообразили себе и намечтали дурацкие вещи из-за пустоты. Это страшнейший грех и тех, кто это сделал, и тех, кто эти мысли в них вложил. Христос избавил нас от смерти, дал нам вечную жизнь, смерть победил. И в этих движениях "ЭМО" смерть является, чуть ли не божеством, к которому они обращаются. Они ходят на кладбища, проводят там время в задумчивости. Это, конечно, смешно со стороны, если бы не кончалось трагедией.

Вопрос Гуриной Татьяны, ученицы 8 класса:
Если во время войны человек идет на самоубийство, грех это или нет?


- Во времена христианских гонений были случаи, когда язычники шли на монастыри или даже пираты часто нападали на женские монастыри в Средние века. В этом случае монахини знали, что они или в рабство попадут, или погибнут, либо будут все осквернены пиратами. Очень часто эти матушки собирались вместе и себя сжигали или бросались вниз с монастырских стен, чтобы не достаться на поругание врагам. Церковь никогда не считала это самоубийством. Известен случай с рязанской княгиней Евфросинией. Когда татары окружили рязанский кремль, она осталась в заточении в башне. Когда враги собрались взять ее в плен, она выбросилась из башни вместе с сыном, чтобы не достаться на поругание. Церковь никогда не считала это самоубийством, это приравнивалось к мученичеству.
- А если с гранатой под танк? — спросил Крехов Николай, ученик 7 класса.
- И если с гранатой под танк, это самоубийством назвать нельзя.

Вопрос: Верующие люди не признают фантастику про инопланетян. Почему? Господь создал людей, чтобы пополнить число своих ангелов. Почему Он не мог создать людей на нескольких планетах?


- Мы не можем за Бога решать, мог Он создать людей на других планетах, или не мог. Ответить однозначно на этот вопрос мы не можем. Нам это неизвестно. С другой стороны, один очень известный английский писатель Льюис, который написал "Хроники Нарнии", создал несколько фантастических романов, где рассказал о жизни на разных планетах. Там говорится о том, как Господь творит жизнь на других планетах и какие существа их населяют. В одном из романов рассказывается, как Господь посылает с Земли человека на другую планету, чтобы он смог предотвратить там грехопадение. Там сатана начал искушать местных Адама и Еву. Они, конечно, по-другому там называются. Но именно человек, который знает, что такое грех, что такое борьба с грехом, должен сразиться с сатаной и предотвратить грехопадение. Такие увлекательные фантастические рассказы, которые полны настоящих духовных реалий, читать интересно. Что же касается того, существуют ли инопланетяне, о которых мы слышим и видим в различных телевизионных программах (летающие тарелки и т.д.), никто никогда не сможет доказать, что они действительно были. Доказывать вещи неощутимые — то же самое, что доказывать о существовании души. Каждое явление в жизни мы должны понять, оценить, придать ему определенное значение. Я думаю, Господь через Евангелие, Священное Писание открыл нам все, что необходимо для спасения. Он нам рассказал про Ангелов. Он нам рассказал про бесов и где они живут. Но в Библии ничего не сказано о других планетах и о других существах. Если эти существа приходят к нам для чего-то, то они могут делать это только по воле Божией. Но если Он их посылает, то почему ничего о них не рассказывает? Я думаю, что инопланетян в том виде, в каком их представляют, не существует. Может быть, есть где-то другая жизнь на других планетах, но они живут сами по себе и Господь ведет их своим путем, своей жизнью. Может быть, там Царство Небесное. То, что Христос пришел на нашу землю, это не явление только земное. Это явление вселенское, галактическое, для всего мира. Христос воскрес из мертвых. Для кого Он воскрес? Почему Он воскрес? Он создал человека по Образу своему и по Подобию. И тогда в нашу систему представления о смысле жизни, о вечности вот эти тарелочки никак не вписываются, не вмещаются.