Агапа в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы

На вопросы учеников 5-11 классов отвечает духовник школы протоиерей Алексий Уминский.

Вопрос: Нужно ли вступать в разговор, если речь идет об оценке Евангельских событий, о самом главном — воскресении Христовом, о смысле жизни и вообще о том, что вызывает большие споры? Если нужно отстаивать правду, то на что опираться?

Когда идет речь о Евангелии, вступать в какие-либо споры смысла не имеет никакого. Нет смысла оспаривать Евангельские истины и Евангельские события. Воскресение Христово из мертвых не является вопросом научных доказательств, это основание нашей веры. Апостол Павел пишет о том, что вера — это уверенность в вещах невидимых, то есть в вещах, которые не поддаются ни математическому, ни физическому, ни химическому, ни какому иному научному исследованию, поэтому наша вера в Воскресение Христово основана на твердом убеждении в том, что существует вечная жизнь. Мы это знаем из опыта веры, а опыт веры — это глубоко внутренний опыт. Он дается каждому человеку через его молитвы, через его общение с Богом, через его общение с усопшими, через молитвы об усопших. И мы знаем, что спорить об этом с людьми не имеет никакого смысла.

В Евангелии говорится: "Не мечите бисер перед свиньями…". Эти вопросы не дискутируются. Но если человек задал вопрос, хочет узнать у нас, как мы это событие понимаем, то ответить на этот вопрос мы обязаны. Изложить основы нашей веры мы конечно должны. И это очень важно, чтобы мы могли каждому, кто спрашивает, дать ответ о нашем уповании. Но вступать в спор нет ни малейшего смысла, потому что мы будем с человеком неверующим и не знающим Евангелия сердцем говорить на совершенно разных языках. Евангелие — это не книга, о которой можно вести научные споры. Сейчас, конечно, существуют определенные научные свидетельства, такие как Туринская Плащаница, исследования Туринской Плащаницы, которые доказывают смерть и воскресение Христово. Но такие доказательства, хотя они и имеют очевидную научность, никого из неверующих людей не переубедили. Свидетельства науки оставляют людей все равно неверующими, так как они находят другие аргументы, лишь бы им не поверить. Поэтому нет смысла в спорах.

Вопрос: Кто такие гностики?

Гностиками называют псевдохристианские секты первых веков христианства. Эти секты пытались использовать некоторые Евангельские притчи и Евангельские события для обоснования своей оккультной науки. Это оккультные секты, магические секты, которые пытались обосновать свой авторитет авторитетом Евангелия. Эти гностические секты часто писали так называемые ложные Евангелия, которые стали называться апокрифическими. Так известны: Евангелие от Фомы, Евангелие от Никодима. Недавно было обнаружено Евангелие от Иуды, которое тоже принадлежало одной из гностических сект начала 3-4 веков. Эти гностические секты практически исчезли с лица земли. Сейчас на них похожи те экстрасенсы, которые говорят, что они от имени Бога выступают и от имени Христа якобы лечат и исцеляют.

Вопрос: Что такое красота?

Это, наверное, отражение образа Божия в человеке. Но тогда мы в ком-то видим ее, а в ком-то нет. Есть внутренняя и внешняя красота. Все люди красивы.
Действительно, красота — явление Божественного порядка. А Господь сотворил мир бесконечно красивым и гармоничным. И человек создан по образу и по подобию Божию. А в Боге и есть истинная красота. Красота является не только внешней характеристикой, но и внутренним состоянием человека. Ребята, а кто из вас знает, как звучит по-церковнославянски слово красота?

Лепота.

А еще? Как звучит слово красота по отношению к человеку? Правильно подсказывают учителя: доброта. Вот видите, как раскрывается смысл слова красота его изначальным церковнославянским значением. Истинная красота — это не только внешнее явление, но и нравственное явление, духовное, полноценное. Не бывает красота злой, безнравственной, лицемерной, ложной, фальшивой. Все, что нравственно, по-настоящему добро, гармонично, оно обязательно придает истинную красоту даже тому, что внешне может быть ущербным. Мы живем с вами в таком мире, где совершенства нет, где нет внешнего эталона настоящей истинной красоты. Каждый человек несет в себе искажение. Нет по-настоящему абсолютно — красивых людей. Каждый в чем-то ущербен, некрасив. Очень всем хочется быть внешне красивыми, привлекательными. Тем более, что в современном мире вошло в практику рекламировать красоту: конкурсы красоты, "мисс вселенная" и т. д. Под красотой понимается не та красота, которая заложена Богом в мире. Рекламируется маска, заложены какие-то параметры. Если в них человек входит — значит, красив, а если не подходит под размеры — некрасив. И это очень опасное явление — так относиться к красоте и мерить себя по этим параметрам. Ни в коем случае нельзя обмануться, примерить на себя эту ложную маску, эту ложную, трафаретную красоту. Когда человек расцветает духовно, когда в человеке формируются главные его личностные начала и прорастает глубокая духовная красота через смирение, молитву, целомудрие, а истинная красота всегда целомудренна, тогда, поверьте мне, самая скромная внешность озаряется внутренним светом, и можно по-настоящему залюбоваться таким человеком. А иногда посмотришь на взгляд с альбома красивой дамочки и подумаешь: как не стыдно жить с таким лицом? С таким лицом стыдно выходить на улицу из дома, с него снят покров целомудрия, стыда, внутренней истинной красоты. Даже самое красивое яблоко, если его часто трогать руками, очень быстро сгниет, и испортится. Любой фрукт возьмите, пустите по рядам и немного помните, и через какое-то время от его красоты ничего не останется. То же самое бывает с внешней красотой. Эта красота быстро приходит в негодность. Мода быстро меняется. А внутренняя красота с годами все более и более расцветает. Я бы очень хотел, чтобы вы запомнили этот пример. Я благодарен тому человеку, который задал этот вопрос. Это очень хороший, взрослый, серьезный вопрос.

Вопрос: Известно, что дар провидения может давать или Бог, или сатана. От кого дар провидения у Ванги, знаменитой предсказательницы Болгарии?

Ванга не была церковным человеком. Она была ясновидящей. Церковь в Болгарии никогда за святую или христианскую подвижницу ее не признавала. Более того, Ванга хотя и построила церковь у себя в деревне, украсила ее иконами со своим изображением. Эта церковь была построена в Неврокопской епархии. Там служит митрополит Нафанаил. Я лично с ним знаком, потому что жил у него в монастыре. И вот этот митрополит с Вангой не дружил. За это она называла его сатаной. Однажды владыка Нафанаил приехал, чтобы церковь эту освятить, поставить священника, чтобы в храме была молитва. Когда он вошел, а у него был крест — мощевик с частицей Креста Господня (Ванга его не видела), то она в ужасе закричала: "Пусть он уйдет, пусть он уйдет и вынесет то, что с собой принес!" Понятно? Это про Вангу. Кстати, этот случай описан в книге Александра Дворкина "Афонские рассказы".

Вопрос: Есть ли в буддизме какие-либо законы? Какие можно привести аргументы против буддистских понятий о спасении?

В буддизме, как и во всякой религии, есть свои определенные законы. Буддизм проходится у нас в 10 классе в рамках разговора о религиях мира. Что касается аргументов против понятия о спасении, то ребята, никакого понятия о спасении в буддизме нет. Это скорее не религия, а философия. Буддизм — это религия, в которой в принципе нет Бога, поэтому там нет понятия о спасении. Они верят, что человек должен пройти путь просветления, очищения и стать Буддой, но Будда для них не Бог, а совершенный человек. Буддизм, как и всякая восточная религия, предполагает представление о реинкарнации, то есть о перерождении. Человек умирает и рождается в новом теле (не обязательно человеческом) для того, чтобы пройти свой определенный путь. Самое главное для него- в какой-то момент перестать перерождаться и достигнуть состояния нирваны — такого состояния, которое ставит человека вне понятий добра и зла, то есть вне бытия. Человек перестал быть, перестал дальше существовать. Ни о каком спасении речи быть не может.

Вопрос: Можно ли людям, исповедующим восточные религии, заходить в православный храм?

Наши храмы православные открыты для всех людей: верующих и неверующих, для людей разных убеждений, разных вер. Но только тот человек, который не исповедует веру во Христа, не может принимать участие в общей молитве, в причащении, в таинствах. А зайти в храм, посмотреть вокруг себя, увидеть красоту православия, наверное, может любой человек. Может быть, это на него повлияет с лучшей стороны, он задумается.

Вопрос: Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять? Как ответить?

Ребята, это давно известная старинная шутка, некий парадокс. Ответить на этот вопрос нетрудно. Рубен Александрович, Вы можете ответить?

Этот вопрос истекает из того, является ли Бог всемогущим, может ли Бог все. Господь бесконечно всемогуществен. Но это не значит, что Бог может все. Он, например, не может согрешить, сделать глупость. Очень много есть вещей, которые Господь не может сделать. Тогда Он не будет Богом. Поэтому нужно понимать, что Бог бесконечно могуществен, но это не зависит от того, может Он раздвоиться или не может. Фактически Он будет противоречить Себе, если создаст камень, который не сможет поднять.

Отец Алексий: В этом вопросе с самого начала заложено противоречие, нечто такое, что противоречит самому смыслу: может ли Бог создать камень, который Он Сам не сможет поднять. Бог не может противоречить Самому Себе. В Боге не может быть ничего такого, что было бы бессмысленно. Но я хочу прокомментировать этот вопрос с другой стороны, перевести его как притчу. Может ли Бог создать камень, который не сможет поднять? Да, сможет: это человек. В Евангелии написано, что "Бог из камней может создать детей Аврааму". В другом месте апостол Петр говорит, что "вы, как живые камни, устрояете из себя духовный дом Божий". Сам Господь называл Петра камнем: "На камне созижду Церковь Мою". Даже Евангельское такое вот сопоставление может называть человека камнем. Так может ли быть человек таким камнем, который Бог не сможет поднять? Может ли быть такой человек, которого Бог не сможет спасти? Может, потому что Он никого не спасает против воли. Если человек не желает спасения, то он является тем камнем, который Бог не сможет поднять. Вот вам ответ на этот вопрос с двух точек зрения: логики и притчи.

Вопрос: Если Иисус Христос знал, что будет конец света, зачем он создавал человечество?

Господь знал изначально, создавая человека, что человек согрешит в Раю. Бог на Предвечном Совете знал, что пошлет Сына Своего Единородного для того, чтобы Он стал человеком, был распят, потом воскрес и даровал людям спасение. Конец земного существования не означает конца жизни. Господь даровал миру вечную жизнь. И конец света означает не конец бытия, а как раз его начало. Второе пришествие Христово — это не конец света, а скорее начало света. Это конец тьмы. Это конец переходного мира, после которого настает вечная бесконечная жизнь, а ради этой бесконечной жизни Бог и создавал человечество, чтобы все спаслись и имели жизнь вечную.

Вопрос: Как можно избежать греха?

Ребята, грехи, как вы знаете, бывают разные. Есть грехи тяжелые, есть грехи мелкие. Грехи тяжелые в жизни человека встречаются не случайно. Крупные грехи с человеком происходят тогда, когда он перестает обращать внимание на грехи мелкие, когда он может сказать: "Какая малость, если я это сделаю. Какая ерунда, если я себе позволю что-то послушать, что-то сказать, немножечко где-то опоздать, не доделать, соврать, немножечко чего-то сделать плохого". Вот тогда, когда человек в малом начинает согрешать, рано или поздно он согрешит большим грехом. Если человек всерьез хочет избегать грехов, ему необходимо обратить внимание на самые мелкие простые грехи и обязательно с ними бороться.

Вопрос: Как правильно молиться?

В молитве очень важна регулярность. Если мы приучим себя постоянно, хотя бы не очень много молиться утром и вечером, а потом в этой регулярности постараемся внимательно произносить слова молитв, а затем еще от сердца молиться, то через регулярность, постоянство Господь даст человеку обязательно молитвенный дар. Молитву надо всегда понуждать.