Cело Дубровицы Подольского района

Можно наверное, сказать, что ничего подобного не встретить больше на Руси великой; ничего экстравагантнее и обаятельнее, просто не выдумать! (Маковский С.)

Первого сентября 2006 года старшая школа совершила паломничество в бывшую усадьбу князей Голицыных. Сейчас это село Дубровицы Подольского района московской области.

Первое упоминание о нем Дубровицы встречается на страницах переписных книг Перемышльской церковной десятины и относится к 1627 году: "…за боярином Иваном Васильевичем Морозовым старинная усадьба село Дубровицы на реке Пахре, усть речки Десны…" После смерти боярина земли перешли к его дочери Аксинье, а затем к ее мужу Ивану Андреевичу Голицыну. В 1683 году наследник Иван продал Дубровицы князю Борису Алексеевичу Долгорукому.

Через четыре года имение выкупает княгиня Марфа Федоровна Голицына и уже через год продает его своему родственнику Борису Алексеевичу Голицыну (1654-1714). Он был воеводой царств Казанского и Астраханского и воспитателем первого Российского Императора — Петра I. В 1772 году усадьба принадлежала княгине Анне Ивановне Голицыной, вдове старшего сына Б. А. Голицына.

Наконец в 1782 году князь Сергей Алексеевич Голицын, унаследовавший имение, продал его князю Григорию Александровичу Потемкину-Таврическому (1739-1791). У него в 1787 году купила усадьбу Императрица Екатерина II и пожаловала ею графа Александра Матвеевича Дмитриева-Мамонова (1758-1803), потомки которого были хозяевами Дубровиц до 1864 года. Затем имение унаследовал действительный статский советник князь Сергей Михайлович Голицын. Таким образом, Дубровицы опять вернулись к роду Голицыных, но не к прямым потомкам знаменитого Б. А. Голицына, а к четвертой ветви рода, которая и владела селом вплоть до 1917 года.

В настоящее время архитектурный комплекс усадьбы включает в себя княжеский дворец, Конный двор с готическими воротами, липовый парк, три флигеля, некоторые служебные постройки и главную достопримечательность Дубровиц — старинную белокаменную церковь, поражающую неожиданной пышностью своей архитектуры и убранства. Усадьба располагается за храмом. На первом плане находится большой каменный барский дом в три этажа, с бельведером, балконами, террасами и крытыми галереями. Крыльцо дворца украсили знаменитые белокаменные мраморные львы — грозные стражи дверей и любимое место забав современных детишек.

Дубровицкая церковь построена на холме — известняковой скале, у подножия которой сливаются реки Пахра и Десна. Она является памятником очень сложной эпохи, когда в России происходило переплетение старых традиций и новых тенденций, слияние чисто русских архитектурных приемов с западно-европейскими.

"Храм составляет верх зодчества и относится к так называемому стилю "периода высокаго возрождения искусств в Италии." (Цветаев В.Д.)

Ни одна другая подмосковная церковь не является столь загадочной, как эта. Нам доподлинно неизвестны ни автор этого шедевра, ни мастера, трудившиеся здесь. Хотя было высказано немало предположений по вопросам, связанным с этим архитектурным памятником, полной ясности по-прежнему нет.

В настоящее время приход храма ведет активную жизнь. В храме и на его территории проводятся реставрационные работы: восстановлены горельефы в интерьере церкви, курган, воссоздается полностью утраченный северо-восточный флигель, возводится ограда вокруг храма.

После осмотра храма и достопримечательностей усадьбы ученики с учителями играли в футбол на большой поляне у реки и катались на лодках.