Храм посвящен тому, кто крестил Русскую землю, кто дал нам христианство. Святой равноапостольный великий князь Владимир был младшим братом великого князя Святослава и внуком святой равноапостольной Ольги. В начале своего княжения он был ревностным идолопоклонником, но потом, подобно своей великой бабке, увидел заблуждения язычества и стал искать истину. После долгих поисков великий князь решил принять Православие. Летопись говорит, что ему было 25 лет, когда он крестился, а в 988 году произошло великое национальное событие — Крещение Руси. Сам князь Владимир, приняв православную веру, преобразился и стал иным человеком. В язычестве он был жестоким и сластолюбивым, после же крещения стал человеколюбивым правителем и даже боялся проливать кровь злодеев и врагов. Вместе со св. Владимиром изменилась и вся Русь: из страны варварской она превратилась в Святую Русь, и в ней просиял целый сонм святых угодников Божиих.
Храм святого князя Владимира в Старых Садех существует уже почти четыре столетия. Впервые он упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, написанной в 1423 году, где говорится о "Новом дворе" за городом у святого Владимира, который князь завещает своему сыну вместе с вотчиной — "великим княженьем". Храм в то время, по всей вероятности, был деревянным.
В 1514 году в Москву прибыл знаменитый архитектор из Милана Алевиз Фрязин. По повелению Великого князя Василия Ивановича он начал строительство одиннадцати каменных церквей, в числе которых был и наш, единственный в Москве, освященный в честь Крестителя Руси.
Название Старые сады появилось в конце XV в., когда при великом князе Иване III загородный великокняжеский дворец был перенесён на Воронцово поле. В нем сохранилось воспоминание о старых садах, когда-то украшавших этот уголок Москвы и в которых выращивали редкие фрукты к великокняжескому столу.
Во второй половине XVII века старую постройку разобрали. Ныне существующий храм возвели в 1660 году. Южный придел во имя свв. Кирика и Иулиты впервые упоминается в "ружной книге" в 1677 г. Освящение придела свв. Бориса и Глеба состоялось в 1689 году, на нем присутствовала царевна Софья Алексеевна. Колокольню тоже выстроили заново на старом основании.
По характерным архитектурным приемам нетрудно определить принадлежность храма к 17 веку. Крыльцо с опорами-кубышками, завершение стен кокошниками, стрельчатые окна с наличниками, выполненными из тесанного кирпича. Очень красиво оформление глав в виде рельефного орнамента. Примыкающая к храму колокольня, перестраивалась после пожара уже в 18 веке, что видно по завершающему шпилю.
Книги казенного Патриаршего Приказа раскрывают драгоценные детали жизни прихода, имена и годы служения священников, размер их жалования, даже количество выдаваемого ладана.
Из архивов мы узнаем, что в церкви было два придела. 20 октября 1737 года вдове стольника Федора Петровича Вердеревского, Татьяне Федоровне, выдан указ: "В приделе Благоверных князей Бориса и Глеба вновь построить кровлю и убрать внутри иконами и прочим церковным благолепием. Как только оный оный придел будет возведен, бить челом об освящении". Оно состоялось 28 января 1738 года.
Прихожане почитали не за долг, а за честь заботиться о своем храме. Так в 1787 году, когда во время сильной бури поколебались кресты, они "испросили дозволения вызолотить их, утвердить главы на оной церкви и листовым железом покрыть". Не без их участия до 1711 года содержалась патриаршая богадельня, где пригревалось от "41 до 788 человек мужскаго и женскаго пола". С уничтожением патриаршего престола в Москве была закрыта и богадельня. В настоящее время на ее месте стоит двухэтажный каменный дом причта.
По протоколам, хранящимся в архиве Московской Духовной Консистории можно судить о богатом убранстве храма. 24 мая 1751 года записано, что при священнике Алексее Григорьевне украден с образа Спасителя венец и гривенки серебряные с финифтью, низанные жемчугом с яхонтами".
До 1812 года при храме было обширное кладбище. Сегодня на церковной территории возвышается крест, под которым покоятся останки, обнаруженные во время реставрационных работ уже в наше время.
Когда в 1812 году Москва горела, пострадал и Владимирский храм. В это время при ней "значилось одиннадцать дворов, жителей мужского пола 220, женского 240". После пожара церковь была приписана к церкви св. Косьмы и Дамиана, что на Покровке, а уцелевшее имущество перенесли в Иоанновско-Предтеченскую церковь в Иоановском монастыре.
Через два года после пожара поступила просьба действительного статского советника Михаила Волынского о дозволении исправить Князе-Владимирскую церковь.
26 января 1814 года состоялся Указ СА. Синода о восстановлении храма.
В 1818 году в присутствии о. Благочинного из Иоанно-предтеченской церкви состоялась приемка утвари и разных церковных вещей. Денег, принадлежавших церкви св. кн. Владимира, не оказалось.
Главный храм был освящен 19 октября 1819 года Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Серафимом, а 9 ноября того же года преосвященным Лаврентием, епископом Дмитровским, викарием Московским, был освящен и предел во имя св. Благоверных князей Бориса и Глеба. В 1819 году в приходе церкви значилось 10 дворов, 124 человека мужского и 123 женского пола.
Другой же придел во имя святых мучеников Кирика и Иулитты был освящен только 16 января 1827 года Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.
Штат священно-церковнослужителей Владимирского храма до 1780 года состоял из священника, дьякона и одного псаломщика.
На содержание этой церкви и при ней причта шла прежде руга, а затем прекращена по неизвестной причине, и больше никакого пособия из казны причт не получал и содержался от богослужений в церкви, исправления треб в домах и схода с принадлежащих церкви домов. Сверх того, церковь и причт получали на свое содержание процент с капиталов, положенных завещателями на вечное время. Причт жил в церковных домах, из которых один стоял на погосте, а другой на углу Хохловского и Ивановского переулков.
Напротив храма св. Владимира находится старинный Ивановский монастырь. В старое время в день храмового праздника — память Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентядря по новому) около церкви св. Князя Владимира происходила шерстяная ярмарка. Масса крестьянских возов с шерстью располагалась около храма и Ивановского монастыря, толпы богомольцев приходили на этот праздник, запруживая весь проезд. Церковь св. кн. Владимира с утра до вечера не запиралась, потому что все приезжавшие торговцы — крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2-3 каждый. За два дня праздника священнику приходилось служить более 800 молебнов.
Из воспоминаний Ф.А.Гилярова, сына священника Александра Петровича Гилярова, служившего в храме св. н. Владимира во второй половине XIX века, мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красную ниточку.
Почти пять веков храму св. Кн. Владимира. Подобно всей Москве и России, немало пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей: набеги татар, польская интервенция, чума и французское нашествие, революция и гонение на церковь в XX веке. Среди новомучеников и исповедников российских нашего времени — предпоследний настоятель храма, о. Владимир Амбарцумов, расстрелянный 5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.
В 1930-е годы церковь была закрыта. Сломали все главы, уничтожили внутреннее убранство. 28 января 1933 г. президиум Моссовета рассматривал ходатайство закрытии церкви "так называемого Владимира" и постановил: "принимая во внимание: 1) острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для этой цели помещения церкви "т.н. Владимира", её закрыть и передать ОГПУ".
Позже в храме размещалось хранилище книг Исторической библиотеки. Со второй половины семидесятых годов в храме началась медленная реставрация. К 1979 году была восстановлена колокольня и на ней воздвигнут крест. К 1990 году реставрация закончилась. В конце 1990 года храм был передан Свято-Владимирскому Благотворительному Братству, настоятелем был назначен о. Сергий Романов. Вслед за своим духовником переместилась из Виноградова в центр Москвы уже сформировавшаяся община. Первое богослужение и освящение храма св. кн. Владимира состоялось 24 мая 1991 года в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.