Агапа в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы

На вопросы учеников 5 — 11 классов отвечает духовник школы протоиерей Алексий Уминский.

Вопрос: Можно ли в пост радоваться?


- Вопрос очень хороший. Если бы вы спросили, можно ли в пост веселиться, то я ответил бы, что нет, ребята, нельзя. Пост — это не время для веселья, шуток, веселых игр. Пост — это время покаяния, борьбы с грехом. Это период углубления в себя, чтобы найти возможность преодоления своих недостатков, избавления от греховных привычек. Пост — это не время для развлечений. А вот можно ли в пост радоваться — да конечно же можно. Можно ли не радоваться весне? Нельзя не радоваться весне. Бог — это Весна нашей души. Весна — это то время, когда в нашей душе должно расцвести все самое прекрасное, должны взойти ростки добродетели, покаяния. Все должны примириться друг с другом. Если человек глубоко покаялся на исповеди, разве он не испытывает чувства радости? Вот именно такое чувство радости, как после глубокой исповеди и покаяния, должен испытывать человек во время поста.

Это действительно очень радостное время. И в знак того, что христианин постился правильно, угодно Богу, ему иногда бывает жаль, что пост закончился, человека переполняет радость. Именно во время поста человек острее, глубже чувствует присутствие Божие на земле. Он более внимателен на молитве, старается сделать больше хороших дел. Все это приносит свои плоды, вызывает радость. А когда человек живет только одной мыслью: "Когда же закончится этот противный пост и я смогу смотреть телевизор или играть в компьютер?" — тогда, может, и поститься не надо было. Если пост не приносит радость, то это значит, что человек постится без пользы, напрасно. Такой пост не приносит духовных плодов. Тогда и Пасха не бывает для человека такой радостной, как для людей, которые постились хорошо.


Вопрос: В Евангелии часто встречаются места, в которых фарисеи хвастаются своей набожностью, особенно тем, что они постятся. По какому поводу и каким образом постились фарисеи?


- У иудеев не было таких постов, как у христиан. У них сохранялся всегда один пост, который назывался "Судным днем". В этот день иудеи всегда постились, но не так, как мы, христиане. В этот день они не вкушали и не пили ничего. Это день самого строгого поста. Но фарисей, который встречается нам в Евангелии, говорит: "Я пощусь два раза в неделю". Это пост, который фарисеи сами на себя налагали, как некое особенное, чрезмерное усердие, показывая, что они делали не то, что положено, а сверх того, что полагалось. Нельзя сказать, в какие дни они постились. Это были не определенные дни недели, а те, которые они сами выбирали для себя. Но это были дни, когда они не ели и не пили ничего.

Вопрос: Могла ли Византия выстоять, если бы просила помощи не у крестоносцев, а у Руси?


- Этот вопрос, наверное, задали те, кто посмотрел фильм архимандрита Тихона Шевкунова о падении Византии. Ребята, здесь вопрос очень сложный. Дело в том, что Русь в тот период не была еще единым государством. В 13 веке она еще была разделена на отдельные княжества. Мы сейчас говорим о захвате Константинополя крестоносцами в 1204 году. Кто правил тогда из знаменитых русских князей? Всеволод Большое Гнездо, Александр Невский. Русь в то время сама переживала нашествие крестоносцев, нашествие иноплеменных. Она была раздроблена, находилась под гнетом, защищалась от татаро-монголов и от тевтонских рыцарей. Падение Константинополя произошло в 1453 году. Что тогда было на Руси? Кто из величайших святых жил на русской земле? Преподобный Сергий Радонежский. Он основал Троице-Сергиеву Лавру и благословил Димитрия Донского на Куликовскую битву. Куликовская битва произошла в 1380 году. После этого еще 100 лет продолжалось татаро-монгольское иго. Могла ли Русь тогда пойти на помощь Константинополю? Тогда еще 100 лет продолжалось освобождение от Золотой Орды. Русь тогда не была ни единым государством, ни могущественным государством, а сама страдала от последствий трехсотлетнего ига. Конечно, не могла тогда Византия просить помощи у Руси. Падение Византии тогда было исторически предопределено.

Вопрос: Почему на Литургии Преждеосвященных Даров нельзя причащать младенцев?


- По Уставу Церкви младенцев можно причащать только Кровью Христовой. Младенцы не могут принять частичку, они еще маленькие. Поэтому их можно причащать на Литургии либо Василия Великого, либо Иоанна Златоустого, где освящаются и Тело, и Кровь Христовы. На Литургии Преждеосвященных Даров Агнец, заранне освященный, уже напоен этой Кровью. И Тело, и Кровь присутствуют одновременно вместе в частицах. А вино, которое наливается в Чашу, служит для того, чтобы преждеосвященный Агнец был размягчен, было удобнее принимать Его причастникам. Но это не Кровь, это обычное вино, поэтому причащать младенцев на Литургии Преждеосвященных Даров не принято, если только младенец уже не взрослый: пятилетний, шестилетний, который вполне способен принять частицу.

Вопрос: Правда ли, что когда человек умирает, на него действуют десятки грехов, пятьдесят грехов, а он попадает в рай?


- Нет, неправда. Это какая-то странная история. Если есть грехи нераскаянные, то это очень плохо. А если человек кается всю свою жизнь, причащается всю свою жизнь, но есть грехи, которые он не осознал, то не зависит от количества грехов. Мы на милосердие Божие уповаем и на молитвы наших родственников, которые молятся за усопших.

Вопрос: Можно ли снять крест, когда идет соревнование по борьбе?


- Ребята, мне кажется, что это неправильно снимать крест, когда ты с кем-то борешься, снимать главное свое оружие. Я понимаю, что цепочка с крестиком могут как-то мешать, зацепиться за что-нибудь, но в таких случаях, мне кажется, можно вшить крестик в свою спортивную одежду. Но без креста идти на борьбу — это заранее обрекать себя на поражение.

Вопрос: Почему демоны ненавидят Господа?


- Демоны избрали для себя путь борьбы с Богом. Они захотели восстать на Него вместе с сатаной, встать вместо Него. Они Бога почитают своим врагом, поэтому они Его и ненавидят.

Вопрос: А правда ли, что если чаша весов наклоняется к дьяволу на Страшном Суде, то ты все равно попадешь в рай?


- Нет, совершенно не все равно. Потому Суд Страшным и называется, что Господь будет судить нас по нашим делам, по нашей вере, по нашей любви, по нашему милосердию. Страшный этот Суд не потому, что Господь страшен и не любит нас. Господь любит нас и милует. Но Страшный этот Суд именно потому, что на любовь Божию человек часто отвечает своим неверием, эгоизмом, нежеланием творить добро. Если сам человек в своей жизни к Богу не стремился, любил грешить, то тогда его спасти бывает наверное невозможно. Никто не может быть спасен против воли. Но если человек грешил и каялся, боролся в своей жизни со грехами, падал иногда, но потом снова вставал, то у него есть надежда на милосердие Божие. Если чаша весов и склоняется в сторону сатаны из-за человеческих грехов, то если человек делал свои добрые дела и пытался искупать грехи любовью и милосердием к ближним, то за него на Страшном Суде будут молиться те, кому он в этой жизни помогал, делал добрые дела, кого он каким-то образом смог своей любовью согреть. Вот эта любовь является самым главным словом оправдания на Страшном Суде.

Вопрос: В чем заключается жизнь кроме Бога?


- А ни в чем. Кроме Бога только смерть. Жизнь — это Бог, ребята. Христос сказал: "Я есмь Жизнь, и Истина, и Путь". И если есть жизнь какая-то без Бога, то она обязательно приведет к смерти. Даже если эта жизнь в нашем мире кажется благополучной, блестящей, интересной, разнообразной, то она закончится, погибнет человек, если живет без Бога. А если человек живет с Богом, он может быть не очень богатым, не очень удачливым. Он может быть даже не очень счастливым, но Бог в его жизни заполняет всю его пустоту. Он дает человеку возможность не чувствовать себя одиноким даже тогда, когда он один. Не чувствовать себя бедным, когда многого не хватает, не чувствовать себя голодным, когда нет вкусной и сытной еды. Бог наполняет жизнь человека. А без Бога самая вкусная еда будет невкусной.

Вопрос: Правда ли, что животные, когда умирают, не попадают в рай?


- Неправда, все животные попадают в рай. Мы с вами знаем из Священного Писания, что животные стали друг друга поедать, нападать на человека, питаться себе подобными не по своей собственной воле, а именно из-за того, что совершил человек грех. Совершил Адам отступление от Бога в раю, и весь мир изменился, омрачился, поколебался и весь мир испортился. Все отношения в этом мире, которые Господь сделал такими добрыми, гармоничными, исказились. Все животные были созданы так, чтобы питаться только растительной пищей. Ни одно животное не было сотворено так, чтобы питаться каким-нибудь другим животным. Зло вошло в мир, и животные, почувствовав это, тоже стали злыми. Они безгрешны, они не несут вины за наши грехи, но страдают и мучаются нашими грехами и за нас. Душа у животных есть, но не такая, как у человека. Она более примитивна и не подобна Богу. У животных нет подобия Бога, они просто животные с живой душой, но они безгрешны, у них нет грехов, но нет и добродетелей. Добродетели человек может животное научить, например, спасать людей, служить людям. Собаки сенбернары вытаскивают из-под снежных завалов альпинистов, другие спасают из воды тонущих людей, работают спасателями и делают много добродетельных вещей, но не сами по себе, потому что у них нет воли, свободы и разума. Я думаю, что животные, конечно, будут в раю. Собаки будут в раю, кошки, тараканы и т.д. Но только мне кажется, что если человек преобразится, человеческая плоть преобразится. В Священном Писании сказано, что наша плоть будет подобна солнцу, подобна плоти Христа воскресшего, люди будут совершенно иными, хотя и с телом и душою, как мы сейчас живем, только тела наши станут преображенными. Так и животные все тоже преобразятся. Конечно, какие будут тараканы, мы никогда не узнаем, это будут очень красивые насекомые. А бабочки станут вообще необыкновенной красоты.

Вопрос: Что плохого разыгрывать людей?


- Ребята, шутки бывают разные: добрые и злые. Бывают шутки, когда человеку становится приятно, что над ним пошутили, он сам вместе с тобой смеется. А иногда бывают такие шутки, после которых ты смеешься, а он почему-то плачет. Так разыгрывать людей неправильно, особенно во время поста.

Вопрос: Стоит ли спорить с противником православия?


- Смотря как спорить. Если вы ведете спокойный, уравновешенный спор уважающих друг друга людей, понимающих, о чем они говорят, внимательно друг друга выслушивающих, дающих друг другу различные аргументы, то такой спор вполне уместен. Если такой спор совершается без уважения, то спорить, конечно, нельзя.

Вопрос: Можно ли заниматься политикой православному человеку?


- Да, считаю, что можно и даже необходимо заниматься политикой православным людям в современном мире, иначе все политики будут неправославными.

Вопрос: Почему монахи, давшие обеты, занимаются политикой?


- Бывают такие случаи, и один из них — это пример великого святителя Российской земли митрополита Алексия Московского, канонизированного как святого. Он был воспитателем Димитрия Донского. И пока Димитрий Донской был еще маленьким, святитель Алексий являлся фактическим правителем Руси. Он занимался политикой. Пока Димитрию было 12 лет, от его имени все решения принимал митрополит Алексий Московский. Есть еще один случай очень интересный из современной жизни. Это архиепископ Кипрский Макарий блаженнейший, которого тоже наверное скоро канонизируют. Он был главой Кипрской Церкви и одновременно президентом Кипра в течение многих лет. Его признали самым лучшим президентом Кипра, самым уважаемым и благополучным. Это было в тот период, когда Кипр перестал быть Английской колонией, получил независимость. Тогда сразу выбрали президентом самого уважаемого человека епископа Макария. Так что есть случаи в качестве исключения, когда это бывает. Ну а так в принципе монахи в политику идти не должны, а жить в монастырях.

Вопрос: Может ли душа попасть из ада в рай до Страшного Суда?


- Конечно, может. А иначе зачем мы молимся об усопших, если нет у нас такой надежды, что по нашей молитве может быть изменена участь усопшего до Страшного Суда. Именно в этом и заключается смысл наших молитв об умерших.

Вопрос: Правда ли, что можно любого человека вымолить из ада, если только он не совершал греха самоубийства и не шел против Бога по жизни?


- Я думаю, да, потому что если у нас есть молитва нашей Церкви, то эта молитва за каждого, кто умер православным христианином.

Вопрос: А если человек не был крещеным?


- Если человек не был крещеным, здесь мы не можем сказать ничего. За некрещеных Церковь не молится. Но есть у нас молитва мученику Уару. Есть такая практика в Православии молиться мученику Уару за тех благочестивых людей, которые умерли некрещеными. И мы знаем , что существуют случаи, когда при молитве мученику Уару Господь снисходит к человеку и спасает даже некрещеного.

Вопрос: Все ли люди, которые исповедуют другие веры, попадают в ад?


- Судить о том, кто попадает в ад, может только Господь. Это в Его руке все судьбы человеческие. Только Бог один ведает, что в сердце человека. Но мы знаем одно: во Христе мы спасемся, а без Него мы спастись не можем. Что касается других, мы об этом не рассуждаем и оставляем все на суд Божий.

Вопрос: Что происходит с душой, если тело не погреблено? Пример — Ленин.


- В течение многих столетий в войнах, в каких-то земных катаклизмах тела многих людей остались без погребения. Это ничего не значит для нашего спасения. Ленин тут ни при чем. Он был человеком, который выступал против Бога. Его пример не показателен.

Вопрос: Денница, отпав от Бога, стал диаволом и хотел быть выше Бога. Он пошел войной на Господа и был свергнут Ангелами. Мы знаем, что Бог есть Любовь. Любит ли Он диавола?


- Такой вопрос тянет на огромный философский трактат для очень мудрого и умного философа. Вопрос очень непростой. Многие святые отцы размышляли над этим вопросом. Было такое учение, которое не приняла Церковь. Его придумал христианский учитель по имени Ориген. Учение называлось Апокатастасис. Это означало полное восстановление всего творения после Страшного Суда и после всеобщего Воскресения. Ориген считал, что когда будет всеобщее Воскресение, тогда сатана будет прощен и полностью восстановлен в своем ангельском достоинстве. Вместе с ним все осужденные до ада тоже будут прощены и все пойдут в рай. Это учение разделяли даже некоторые святые отцы, например святитель Григорий Нисский, брат Василия Великого. Но Церковь не поддержала это учение, а осталась полностью себе верной и сказала, что обязательно будет райское блаженство для спасенных и вечные муки для осужденных за свои грехи для сатаны и его демонов. Об этом говорит нам Священное Писание, когда мы читаем Евангелие о Страшном Суде. Там написано: "Идите, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его", то есть "огнь вечный" уготован для диавола и ангелов его. Значит ли это, что Бог не любит? Да, свойственно Богу не любить и ненавидеть. Бог — ненавистник зла, ненавистник греха. Божия любовь не распространяется на то, что противно Его воле, что противно тому, что Он создал по Своей любви. Бог есть Любовь, но Бог может и не любить. При этом Он любит все Свое творение и все, чему Господь дал жизнь, не может исчезнуть никуда. Если бы диавол мог покаяться и его демоны, то Бог принял бы это покаяние с любовью и вернул бы им с любовью их прежнее ангельское достоинство. Но только если бы это было возможно. Святой Исаак Сирин, один из величайших отцов Церкви, мистиков, подвижников, оставивший свои творения для потомков, говорил так: "Тот свет, который утешает и радует праведников в раю и тот огнь, который попаляет сатану и грешников в аду, это все одна и та же любовь Божия. Только для одних эта любовь является светом, а для других эта любовь является страшной мукой." Это даже можно понять. У человека, у которого хорошее зрение, глаза смотрят на мир ясно, когда солнышко выходит, он очень радуется. Солнце это приятно для взора. А вот человек, который просидел во тьме всю свою жизнь и не видел солнца, например, в подземелье, выходит на свет, и у него от солнца начинает страшно болеть голова, ему хочется от этого солнца загородиться, для него это солнце — мука. Одно и то же солнце для одного человека радость, а для другого — страдание. Так и любовь Божия. Для тех, кто любит Христа, она может быть радостью, а для тех, кто ненавидит Его — мукою. Учение святых отцов говорит нам о том, что воля ангелов после грехопадения полностью определилась. Ни Ангелы не могут пасть, ни демоны не могут покаяться и вернуться.