Агапа в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы

На вопросы учащихся 5-11 классов отвечает духовник школы протоиерей Алексий Уминский

Вопрос 1: Как соотнести библейскую историю творения с теорией Дарвина? Почему мы должны изучать теорию Дарвина как единственно возможную? По биологии нам говорили, что с начала времен прошло много миллиардов лет, а в Библии сказано, что всего около 8000 лет от сотворения мира? Как это понимать?

- Давайте вместе подумаем, как сопоставить научные данные, которые мы имеем на сегодняшний день, с историей, которую нам открывает Библия и Священное Писание. Мы, как верующие люди, должны им доверять. Слово Божие непреложно, неизменно, истинно. Получается так, что наука, на которой строится наше образование, и Библия, входят в какое-то противоречие. Тогда надо выбирать между наукой и Библейской историей. Давайте, подумаем. Библия никогда не утверждала, что слово «день», которое употребляется в Священном Писании, соответствует дню в нашем понимании, что это 24 часа, сутки. Что мы называем временем? Как образуется время? Это смена дня и ночи. От чего зависит смена дня и ночи?

- От вращения Земли вокруг Солнца.



- А кто-нибудь из вас вспомнит, на какой День творения Господь сотворил Солнце? Правильно, на четвертый. Если Господь только на четвертый день сотворил Солнце, Луну, Звезды и Планеты, то мы с вами совершенно уверенно можем сказать, что ни о каком времени в нашем собственном понимании, как вращения Земли вокруг Солнца, речи не идет. Здесь идет речь о каком-то совсем другом времени, о других исчислениях. И поэтому тот библейский день, о котором говорит Библия, может иметь протяженностью невероятное количество лет. Тогда даже не было инструмента для измерения времени. Эти вещи несоизмеримы, несопоставимы, их нельзя сравнивать. Здесь Библия и наука никак не могут противоречить. С другой стороны, ребята, когда наши ученые говорят, что нашей Земле 65 миллиардов лет, я все время задаю вопрос, как они это подсчитали? С какого момента включили свой счетчик? Где доказательство того, что время может измеряться такими величинами? Это совершенно сказочные слова, наукообразные. Мы сейчас живем в такое время, когда наукообразные представления заменяют научный подход. Ученые выдвигают некую научную гипотезу: в Земле происходят такие процессы, для формирования которых необходимо 65 миллиардов лет. Это колоссальное количество времени, и это только предположение. Научные теории имеют такую особенность, в отличие от Библии. А вот Библия, как живет свои несколько тысяч лет, так в ней ни слова и ни буквы не изменилось. И все то, что в Библии сказано, имеет не научное значение, а духовное. Какая цель в Библии стоит? Познание добра и зла, определение законов духовной жизни. Эта книга не о научных знаниях, а о познании Бога, о том, как жить по заповедям Божиим. Библия собрала в себе огромное количество всяких знаний, но совсем не для того, чтобы из Нее делать учебник по биологии, химии, археологии или истории, хотя то, что написано в этой книге, ни одна наука не может опровергнуть. А вот научные теории и знания в течение всей истории человечества очень сильно менялись. Когда-то научные знания были таковы, что Земля является плоской, и все считали, что наука это доказала. Потом наука пошла вперед, и это знание стали считать ложным. То же происходит и сейчас. Наука пытается встать на место Бога и доказать всем, что только она знает все на свете. Но пройдет еще 20 или 30 лет, и это знание тоже будет опровергнуто.
То же произошло и с теорией Дарвина. В какой-то момент весь мир в 19 веке воспринял гипотезу Дарвина, как эволюциониста. Ученый считал, что живые организмы имеют тенденцию к изменению в зависимости от разных условий существования. Происходит естественный отбор. Тогда он предположил, что в течение долгого времени сродные человеку организмы, такие как человекообразные обезьяны, могли развиться так, что появился человек. Никаких четких и стройных доказательств этому нет. Есть только отдельные элементы, которые могут быть к этой теории привязаны. И поэтому теорию эволюции в Дарвинском смысле в 20 веке уже никто не называет абсолютно научной. Пройдет время, возникнет какая-то другая теория. Появляются теории взрывов, попадания на Землю гигантских астероидов, которые меняют структуру Земли. Какое отношение они имеют к Библии? Ровно никакого. Какое отношение эти теории имеют к науке? Очень относительное. Сегодня они есть, а завтра их может не быть. Когда мы изучаем теорию Дарвина, теорию эволюции, мы изучаем не теорию происхождения человека от обезьяны, а теорию Дарвина как ученого, который пытался объяснить происхождение видов на земле. Это Библии не противоречит, так как в Библии об этом ничего не сказано. А если в Библии о чем-то не говорится, то это не значит, что этого нет или это есть. Просто Библия не занимается этой проблемой, это не интересно для библейского сознания.

- А как же ученые находят скелеты замерзших людей первобытных, которые жили много тысяч лет назад?

- Если находят людей, то людей. А если находят каких-то объектов, которые похожи на людей, то это еще не значит, что они люди. Вполне возможно, что это были высокоразвитые другие совершенно создания, неандертальцы, которые вымерли много веков назад, оказались ненужными. Но людьми их никто не называл. Переходного звена между доисторическими и историческими существами нет.

Вопрос 2: Многие люди считают, что монахи–затворники – это эгоисты, что они не делают ничего для народа, не помогают им, а только молятся и спасают себя, свою душу.

- Кого, ребята, мы называем эгоистами?

- Людей, которые думают только о себе.

- Да, эгоисты – это люди, которые думают только о себе, совершенно верно. Вы видели, как они живут? Вы видели хоть одного человека, который думает только о себе и уходит в пустыню, затворяется в келье? Обычно эгоисты как раз стремятся быть в центре внимания, и чтобы все внимание было посвящено именно им. Чтобы все люди ими восхищались, только для них служили, все только им приносили, и они берут это как должное. А кто такие затворники и почему они уходят от мира?

- Они отказываются от всего, что у них было.
- Чтобы им никто не мешал.

- Ребята, давайте разберемся. Если они уходят, чтобы сделать себе жизнь полегче, чтобы им никто не мешал, то тогда они, конечно, эгоисты, так как для себя выбирают особенно удобный, комфортный способ молитвы, способ жизни, им никто не мешает. Но разве это самый легкий способ жизни? Конечно, нет. На самом деле затворничество – самый тяжелый, самый суровый подвиг монашества, потому что человек остается наедине сам с собой и с Богом. Для того, чтобы уметь жить в таком состоянии, надо очень многое в себе к этому времени преодолеть. Известно, что в пустыню или в затвор благословляли уходить только очень опытных монахов, потому что если в затвор уходил кто-то из неопытных монахов, то они просто сходили с ума, или бросали монастырь, уходили в мир и становились страшными грешниками. Эти люди даже не могли остаться на том уровне, на котором были до этого. Затвор – очень тяжелый подвиг, и эгоистами таких монахов назвать никак нельзя. Есть такой святой Иоанн Кассиан Римлянин, один из авторов Добротолюбия. Иоанн пишет в 3 томе Добротолюбия, как он пошел в пустыню. Ему казалось, что он сейчас уйдет в пустыню, и его никто не будет отвлекать от молитвы, его никто не будет раздражать. Он рассказывал, что не мог выдержать и того времени, когда солнце зайдет, чтобы лечь спать, потому что казалось, что время тянется так долго, каждая минута была как мучительный час, каждый час – длиннее суток. Он был в такой тоске и тяжести, что хотелось бежать из пустыни и все бросить. Вот так тяжело было находиться наедине с самим собой. Он думал, что его никто не будет раздражать, что он сядет, будет свои мысли записывать на бумаге, будет писать духовные переживания, но тут сломалась ручка. Он так на эту ручку рассердился, так на нее разгневался, что сломал в куски и целый час топал по ней ногами. Потом он пришел в себя и подумал: «Ну, мне же никто не мешает, я же тут один». Если человек остается один, а у него в душе еще осталась какая-то неочищенная злоба, раздражительность, осуждение, какие-то мечтания, то все это начинает выходить наружу. Так мы с вами не замечаем, когда где-то осудили, раздражились, что-то забыли и все, день проходит незаметно. Так вот затворничество – это самый тяжелый труд, который есть на свете. Люди уходят в затворники не для того, чтобы им никто не мешал, а для того, чтобы молиться за весь мир, приблизиться к Богу. И человек, который сумел свои страсти победить, свое сердце и мысли очистить, так молится, что его молитва доходит до Бога, Бог ее принимает. Этих людей в мире может быть всего несколько человек, может быть, благодаря этим молитвам мир до сих пор еще существует. Так что эгоистами этих людей назвать никак нельзя.

Вопрос 3: Почему на католических изображениях Иисуса Христа и святых почти никогда нет нимба?

- Ребята, это не совсем правильно. Есть изображения, в том числе и католических святых, на которых обычно рисуют нимбы. Но Западное религиозное искусство, в отличие от православных икон, развивалось в стилистике своего времени и прошло очень долгий путь развития. Например, в период Возрождения, формы религиозного искусства стали отдаляться от того первого образа иконы, который был заложен в христианском богослужении. Эта модернизация искусства связана с тем, что у святых часто перестали изображать нимбы.

Вопрос 4: Как Вы относитесь к скинхедам?

- Кто такие скинхеды? Это очень агрессивно настроенные фашистские отряды, которые под лозунгами крайне националистическими: «Кто не русские, те наши враги!», убивают тех людей, которые им просто не нравятся. Как можно к ним относиться? Их невозможно принять никакому сознанию человечества, тем более православного. Я думаю, среди этих людей есть такие, которые заслуживают очень сурового наказания, потому что они убийцы и проповедуют страшную идеологию. Но среди них, наверное, есть такие, которые попали под общее давление, которых можно спасти.

Вопрос 5: Почему число дьявола именно 666?

- В чем ошибка этого вопроса? Число 666 – это число Зверя, число печати Антихриста, а не дьявола. Об этом написано в Апокалипсисе, книге Нового Завета, которая называется Откровение Иоанна Богослова. Если вы хотите знать ответ на этот вопрос, прочитайте 13 главу Апокалипсиса и увидите, откуда это число появилось и о чем говорит. Христиане много веков пытались разобраться в этом числе. Толкования этого числа были очень разные. Раньше это число записывалось буквенно, например, буквы этого числа составляли в свое время имя римского императора Нерона. Христиане первых веков так и думали, что Нерон есть Антихрист. Он был, конечно, образом Антихриста, потому что Новый Завет говорит нам, что всякий, кто Христа отрицает, есть антихрист. Их много. Но в Апокалипсисе говорится о конкретной личности, которая придет в конце времен. Так что толкований на это число очень много, ребята.

Вопрос 6: Почему Господь создал только нас и больше никого, ведь мы не хуже и не лучше? Верите ли Вы в летающие тарелки и зеленых человечков?

- Я верю в Бога. Этой веры мне достаточно. Вера в Бога как Создателя мира, как Спасителя мира, есть истинная, реальная вера, потому что построена на настоящем опыте человечества. Что касается веры в летающие тарелки: в мире существует много необъяснимых явлений, таинственных, мало изученных, много того, что человеческий разум не может постичь. Тогда возникают мифы. Человеческое сознание так устроено, что оно любит создавать системные образы, которые пытаются все объяснить. Тогда возникают мифы о летающих тарелках, зеленых человечках, и так далее. Люди начинают в эти мифы верить, как в некую реальность.
Почему Господь создал только нас? Это вопрос премудрости Божией, тайны Божией. Но вот создал ли Господь что-то кроме этого, мы не знаем, и никаких подтверждений этому нет. Это никак не касается нашей жизни, ни наших отношений с Богом, ни нашего спасения. Но с другой стороны, существуют научно-фантастические романы о жизни на других планетах. Существует огромное количество миров, которые нами не изведаны и не доступны. Существуют книги замечательного христианского писателя-фантаста Клайва Льюиса, в которых он рассказывает, как Господь создает жизнь на других планетах и существ, не похожих на людей. Потом Бог посылает людей на другие планеты спасать их мир от греха. Это очень интересные романы. Видимо, Льюис верил, что существуют еще другие миры. Нам об этом ничего не известно.

Вопрос 7: Нам говорили на ОПК, что изображать Бога Отца на иконах не канонично. А когда мы были на Соловках, там, в Преображенском Соборе, на иконостасе помещена икона не Троицы, а просто Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Почему?

- Да, действительно, изображение на иконах Бога Отца или Святого Духа в виде голубя, если это не икона Крещения, запрещено канонами для иконописцев. Нельзя изобразить невидимое. Когда человек пытается изобразить невидимое, таким способом он это непостижимое и невидимое искажает. Поэтому, изображение Троицы в виде Бога Отца, как Старца, седого Старика, и Святого Духа, как голубя, сидящего у Него на коленях, было недопустимо канонами и пришло к нам в нашу традицию как раз с Запада, с изображения Западного искусства, которое сильно стало отличаться от первообраза, от первоисточника. Святую Троицу канонично можно изображать только так, как Ее написал Андрей Рублев в виде трех Ангелов-Странников, которые пришли к гостеприимному Аврааму. Это — символическое изображение Святой Троицы, которое описано в Библии таким образом.

Вопрос 8: Когда люди влюбляются и собираются пожениться, как узнать, что эта любовь на всю жизнь и не сделать ошибки, а то сейчас так много людей расстается?

- Когда люди влюбляются, они, конечно же, в этот момент испытывают глубокое эмоциональное потрясение, потому что видят другого человека в совершенно неожиданном свете, лучше и краше, чем он может быть на самом деле. Люди видят в этом человеке самое прекрасное, замечательное и самое лучшее и совершенно не замечают никаких недостатков, ущербов этого человека. Это замечательно и прекрасно. Так в принципе люди должны смотреть друг на друга и видеть друг в друге только образ Божий, а грехов и недостатков не замечать. Но это у нас, к сожалению, невозможно. Когда люди влюбляются, их наполняет такое чувство полноты, что им кажется, никто с этим человеком не сравнится. Это чувство должно быть всегда, но этого не происходит. Влюбленность отличается вот чем: влюбленность – это эмоциональное переживание, а любовь – это труд, действие. Вот что случается с человеком, влюбившимся: в нем загорается особый огонек. Но мы знаем, что если огонь загорелся, то он обязательно потухнет, если к нему не подкладывать дровишек. Так и любовь. Если хочешь у огонька греться, если хочешь, чтобы огонек все тебе освещал, то будь любезен потрудись, подкладывай дровишки. А если ты будешь у огня сидеть и думать, что огонек будет гореть всегда, то он затухает во многих сердцах людей, которые пытаются использовать это чувство только для самих себя, но никогда ничего не делают для другого человека. А любовь – это огромный, прекрасный и великий труд, это счастье человеческое, когда можно трудиться друг для друга. А что такое труд ради другого человека? Это значит, ему служить, что-то делать для этого человека. Отодвинуть себя в сторону, уметь носить другого на руках, как крест. Тогда эта любовь становится вечной. А если этого не делать, то любовь пройдет. Любовь с самого начала вечной быть не может. Вечной любовь делает сам человек, но конечно, с помощью Божией, с помощью того, что Господь благословляет брак, дает благодать Святого Духа. Он отвечает на наши молитвы. Он умножает все, потому что Бог есть Любовь. Если мы хотим этого, у нас это случится. Но все зависит именно от нас.

Вопрос 9: В чем счастье православного человека? Что такое счастье?

- Счастье православного человека в том же, что и счастье обычного человека. Но только оно обогащено молитвой и благодатью Божией. Счастье — это любовь. Когда это любовь православного христианина, она особенная, жертвенная и приносящая плоды. В современном мире понятие счастья связано с понятием удовольствия. Люди часто подменяют два разных понятия и очень принижают понятие счастье. Для них счастье- это когда они получают удовольствие. Так что такое счастье? Счастье нужно находить не в удовольствии, а в любви.

Вопрос 10: Почему считается, что солдаты совершают грех, убивая на войне? Ведь они действуют по приказу и защищают свою Родину?

- Никогда не считалось, что убийство на войне – это благое дело. Никогда не оправдывалась война, как братоубийственное действие. Война – это грех, проявление человеческой ненависти, гордыни, злости. Солдаты идут на войну не из удовольствия, не из-за того, что любят убивать, а потому, что их послала Родина защищать Отечество, мирных жителей, города и села. Они стоят перед выбором: «Если я не буду защищать, то придут враги, и они убьют». Тогда приходится идти в бой, стрелять, проливать кровь, в том числе и своих солдат. Воин идет в бой, понимая, что могут убить, прежде всего, его самого. Он отдает свою жизнь, как плату, за этот страшный грех, который совершается. Но грех остается грехом, поэтому по церковным канонам, когда солдаты шли на войну и потом возвращались, на них накладывалась епитимья. Они какое-то время не могли причащаться, должны были свой грех замолить. Что может солдат, который идет на войну? У него всегда был выбор. Он мог добить раненого, а мог его пожалеть. Он мог при нападении на какой-то город вести себя по-разному: разграбить или защищать мирное население и никого не обижать. Здесь солдат может проявить себя как христианин, или как грешник.

- А если человек после боя умирает, ему можно причаститься?

- Да, конечно, и перед боем причащали солдат.

- Я слышала, что если солдат умирает после боя, защищая свою Родину, то ему все грехи прощаются, и он попадает в рай. Правда ли это?

- Нет, так нельзя сказать. У нас нет такого представления о том, что если человек умер за Родину, то все грехи простятся. Умереть за Родину – это подвиг, без всякого сомнения, но люди по-разному могут умереть в бою. Совесть человеческая остается самым главным мерилом нашей жизни. Судит нас Господь по нашей совести и нашим делам.

Вопрос 11: Являются ли готы сатанистами? Чем отличаются они от сатанистов?

- Готы – это новое молодежное движение. Часто так бывает, что среди готов есть и сатанисты. Готы – это не такое безобидное движение, как просто стиль одежды, черные волосы. Среди готов огромное количество самоубийств, потому что они культивируют смерть. Они собираются на кладбищах, потому что воспевают смерть. Готы очень легко обращаются в сатанизм, читают примерно одну и ту же литературу, слушают одну и ту же музыку, поэтому, к сожалению, между началом такого невинного увлечения этой стилистикой, и самим сатанизмом, совсем небольшая дорожка. Вопрос этот очень серьезный. Говорить, что готы – это такие ребята, которые носят определенную одежду и музыку слушают, не совсем так. Самое страшное, что есть в этом движении – это культивирование смерти и призыв к самоубийству, а дальше – это отказ от Бога, протест против Бога, а там до сатанизма совсем недалеко.