Агапа в день праздника Сретения Господня

На вопросы учеников 5-11 классов отвечает духовник школы протоиерей Алексий Уминский

Вопрос: Как вести себя с человеком, который в лицо тебе улыбается, а за глаза на тебя клевещет?

Когда человек с кем-то дружит и в его дружбе встречаются неприятные моменты, когда человек с одной стороны показывает свое расположение, а за глаза клевещет, то это серьезная ситуация. Смотрите внимательно, стоит ли с таким человеком дружить. Стоит ли себя доверять такому человеку, который не умеет хранить все тайны и может посмеяться над твоими чувствами. Может, стоит немножечко от него отдалиться, отойти и как следует за него помолиться. Все надо испытывать. В первую очередь нужно испытывать свою дружбу. Дружба проходит проверку на верность, на крепость. Можно довериться только тому, кто тебя не предаст. Будьте с этим очень внимательны. Никогда не позволяйте себе смеяться над чужими тайнами и пересказывать их. Иначе это к вам вернется.

Будьте сами тверды в своем слове, будьте сами верны своей дружбе, потому что бывает так: что посеешь, то и пожнешь. Если ты сам чью-то тайну не сохранил, и твою никто хранить не будет. Если ты сам над кем-то когда-то посмеялся, будь уверен, что и над тобой кто-то когда-то посмеется. Ребята, проверьте свою совесть, не было ли у вас такого, что и вы также поступали по отношению к своим близким.

Вопрос: Можно ли общаться с подругой, если она мусульманка?

Ребята, можно конечно общаться с подругой, если она мусульманка, но только так, чтобы она знала, что ты христианка. Своей веры ни в коем случае стесняться нельзя. Более того, может быть не стоит в упор говорить: "Вот, ты мусульманка, а я христианка, моя вера лучше". Но показать жизнью своей высоту христианства, его настоящую силу, наверное, каждый христианин должен. Пускай эта проповедь перед друзьями мусульманами будет не словом, а делом, поступками. И если кто-то говорит о своей вере хорошо, не надо спорить. Послушайте внимательно, а потом скажите: "Вот ты мне о своей вере рассказала, а теперь хочешь, я расскажу тебе о своей вере". Может случиться так: "Нет, мне про твою веру слушать не интересно". Тогда нужно ответить: "Если тебе про мою веру слушать не интересно, тогда и ты мне про свою веру не рассказывай". Все должно быть на равных. У меня был такой случай: я общался с одной девушкой мусульманкой, очень образованной и очень по-доброму ко мне расположенной. Она меня спросила, читал ли я Коран. Я сказал: "Да, я читал Коран, но не полностью, потому что я читал его по-русски, и меня что-то в нем остановило, показалось странным и бессмысленным". Она ответила: "А, понятно почему, потому что Вы читали его на русском языке, а Коран можно читать только по-арабски". Я сказал: "Может быть. А читали ли Вы Евангелие?" Она ответила: "А зачем? Зачем мне читать Евангелие, если в Коране уже все написано?" Я сказал: "Евангелие — это истина. Но я читаю Коран, потому что мне интересно узнать, что думают другие люди, как они верят и представляют себе Бога. И мне было понятно, что по сравнению с Евангелием, Коран — книга второстепенная". Она говорит: "Нет, нет, мне не интересно читать Евангелие, я знаю, что в Коране все написано". В этом случае разговаривать больше не о чем. Человек закрылся в своем мире и больше не хочет знать о другом. А мне интересно знать, как люди исповедают ислам, буддизм, другие религии мира. Мне интересно понять их представления о себе, о мире, о будущей жизни. Для этого нужно читать книги. Но при этом я абсолютно уверен, что в Евангелии все написано. Если у человека ограниченный круг интересов, тогда с ним на религиозные темы общаться не надо. Если он способен к диалогу, тогда с ним можно говорить на религиозные темы.



Вопрос: В чем смысл жизни (кроме веры в Бога)?

Главный смысл нашей жизни — это вера в Бога. Мы ищем спасения и вечной жизни. Но есть еще и жизнь, которую мы должны осуществить на земле. Наша жизнь состоит из того, что мы вырастаем, заводим семью, поступаем на работу. Есть ли смысл в этой жизни? Да, без всякого сомнения, ребята, есть. Найти свое призвание, предназначение в этом мире — это смысл жизни человека. Необходимо раскрыть все свои возможности и таланты, которые даровал тебе Бог, чтобы осуществить себя на земле человеком в самом полном смысле этого слова. Найти свое призвание, предназначение. Какой корень в слове "призвание"? Зов, а кто нас зовет — Бог. Не ты сам себе ищешь место в жизни: найти работу с большой зарплатой, купить себе дорогую машину, одеться в самые красивые одежды — это то, к чему зовет нас ветхий наш, греховный человек. А нам нужно прислушаться, к чему нас призывает Бог, и тогда это будет осуществлением смысла жизни человека на земле.



Вопрос: Какой был первородный грех: гордость или зависть?

Гордость и зависть — это уже последствия первородного греха. А первородный грех заключался в том, что человек отступил от Бога, захотел жить без Бога, вместо Бога. Когда диавол соблазнял Адама и Еву, он им сказал такие слова: "Вот, когда вы вкусите этого плода, сами будете как боги". Это некое кривое зеркало. Сам диавол захотел встать на место Бога и от Бога был отлучен. После этого он захотел поставить человека на место Бога для того, чтобы человек был так же отлучен от Бога. Он обманывал и знал, что этого не случится никогда, но человек вдруг захотел, как сатана, встать на место Бога. "Вы будете как боги", значит "Бог мне не нужен, я могу жить без Бога". В этом и есть смысл первородного греха. А все остальное вытекает из этого. Если человек считает, что он может быть как Бог, отсюда вырастает чрезмерная гордыня, зависть и прочие грехи.



Вопрос: Почему Господь не уничтожил диавола сразу после его появления?

Господь дал свободу не только человеку, но и ангелам. Ангелы были сотворены как свободные существа. Сатана сделал свой выбор, выбор отвратительный. Почему же тогда ни он, ни зло не были уничтожены? Дело в том, что Бог не уничтожает Свои творения. То, что Господь создал изначально, не может быть истреблено. И если зло в мире появилось как свободное произволение кого-то из Его творений, в данном случае ангелов, то оно должно быть не уничтожено, а побеждено. Зло произошло как проявление определенной свободы. Значит, должна быть некая свободная воля добра. Но Богу победить диавола ничего не стоит, потому что Он есть Абсолютная Сила Добра. Господь Всемогущ. Мы даже в тропарях мучеников поем: "Сокрушил демонов немощные дерзости". Эту победу над диаволом должен был одержать не Бог, а человек. Но человек, к сожалению, в первый момент борьбы, когда Господь проверял его и давал заповедь "не прикасаться к древу познания добра и зла", проиграл эту битву. Диавол оказался победителем, но позднее все равно был побежден Человеком. Этого Человека зовут Господь наш Иисус Христос. Ради этого Господь стал Человеком, воплотился и как человек, пострадал на Кресте. Как Человек, Он победил диавола и потом каждому из нас, кто стал христианином, дал эту самую силу все время его побеждать, пока не наступит конец времен и полная победа над злом и диаволом. Теперь каждый из нас должен одержать свою маленькую победу всей своей жизнью.



Вопрос: Как искоренить грех?

Искоренение греха — это и есть победа над диаволом. Искоренить грех можно таким способом: самым глубоким покаянием в этом грехе, молитвой и регулярной исповедью.



Вопрос: Почему когда Сына Божия распинали, Господь не прислал ангелов?

Как раз об этом, ребята, нам была рассказана история евангелистами. Когда Иисус Христос молился в Гефсиманском Саду перед Своими страданиями и Его окружили воины, и Петр отсек даже рабу ухо мечом, Христос сказал: "Возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудутся Писания, что так должно быть?" (Мф.26:52-54). Распятие Иисуса Христа было добровольным. Он взял на Себя грехи мира по Своей Собственной воле. Он пошел на Крест, чтобы взять на Себя грехи всего мира. Не только грехи тех людей, которые жили с Ним в то время и распинали Его на Кресте, но и наши с вами грехи, и грехи тех людей, которые будут жить потом, после нас, через сто, двести, тысячу лет, смотря, сколько еще будет мир существовать. Грехи всех людей, которые жили от Адама и которые будут жить до конца века — все грехи людей Господь взял на Себя, поэтому Он пострадал по Своей Собственной воле и не призвал никого к Себе на помощь и от Своей Божественной силы отказался. Он взошел на Крест, как Человек.



Вопрос: Что такое исповедь?

Исповедь — это таинство, в котором для нас с особой очевидностью проявляется, что Бог есть Любовь. Особенно мы это чувствуем, что Бог есть Любовь, именно на исповеди, когда у человека бывает настоящее покаяние. Человек понимает, что он освобождается, очищается от всех грехов. Нет такого греха, которого Господь не простил бы человеку. Христианин чувствует после исповеди глубокое облегчение и силы для духовной жизни и радость сердечную. Он чувствует, что Бог рядом с ним. Исповедь действительно необходима человеку как таинство, потому что на совесть грехи налипают как грязь. Грехи лишают человека свободы, любви, они лишают человека подобия Божия. Человек перестает быть похожим на Бога, когда он грешен и не раскаян. А вот исповедь дает возможность человеку снова быть похожим на Бога, возвращает ему подобие Божие, соединяет с Церковью. Исповедь необходима христианину, но только искренняя и настоящая, она должна проходить через человеческое сердце.



Вопрос: Господь сотворил человека свободным. Почему же тогда его называют рабом Божиим?

Давайте с вами подберем однокоренное слово к слову раб: работать, работник, то есть тот, кто прежде всего работает Богу. Раб — это тот, кто всю свою жизнь исполняет волю Божию. Это — настоящая работа, очень тяжелый труд. И этот труд у человека стоит на самом первом месте, духовная жизнь. Человек прежде всего посвящает себя Богу и все делает для Него. Раб — это в первую очередь работник. Смысл этого слова не в том, что он лишен свободы, а в том, что этот человек прежде всего работает: с утра до ночи, без отдыха. Как говорит апостол Павел: "Не надо становиться рабом греху", потому что тот, кто раб греха, работает на исполнение греховных желаний. А тот, кто раб Божий, все время работает для одного: он работник Божий на Его ниве, на Его винограднике. Он трудится, исполняя волю Божию. Раб Божий, конечно, свободен духовно, внутренне. Он свободен от греха.

Добавляет Рубен Александрович, преподаватель математики:

- Господь создал человека свободным не во всем. Он не дал человеку свободу решать самому, что есть добро, и что есть зло. Адам захотел знать добро так, как знает Бог. Для Бога что является основанием добра и зла? Он Сам и является критерием добра и зла. А вот Адам хотел как Бог решать, что добро, и что зло. И сейчас, когда мы отступили, до сих пор даже и христиане православные очень часто видят, что человек сам себя делает критерием добра и зла. В этом смысле получается, чтоГосподь создал людей свободными, но как чад Божиих. Мы должны были быть чадами Божиими, но так как отступили, часто как наемники трудимся. Заповеди остались не в сердце нашем, а вне нас. Мы пытаемся количеством добрых дел или злых внести каждый свое. Мы являемся работниками и рабами, а вот искоренениегреха в том и заключается, чтобы человек окончательно признал, что только Бог является критерием добра, а не он сам. Иисус Христос Своими крестными страданиями до конца примирил человеческую волю с Богом. В этом примирении и есть смысл жизни. Пока мы рабы, а вот когда будет наша воля согласной с волей Божией, тогда мы будем чадами Божиими.



Вопрос: Простил ли Бог Пилата?

Этот вопрос остается открытым. Если бы Пилат покаялся в своих грехах, то Бог бы его простил. Но нигде нам не известно о покаянии Пилата. Из исторических источников известно, что после того, как Христос был распят, Пилат попал в опалу, был сослан в ссылку и там покончил жизнь самоубийством, как это было принято у римских патрициев, когда они знали, что им предстоит казнь от императора. Они вскрывали себе вены или выпивали яд. Так многие поступали из римских патрициев, так поступил и Понтий Пилат. Это известно из исторических анналов. А что касается его покаяния и обращения ко Христу, то об этом ничего не известно. Известно об обращении ко Христу его жены, но самого Пилата — нет.



Вопрос: Как объяснить атеисту Ветхий и Новый Завет, если он ссылается на то, что это написано людьми, что это миф, сказка, так как нет доказательств?

Во-первых, масса есть исторических доказательств того, что в Ветхом Завете описано, потому что в Ветхом Завете есть масса исторических книг: история Царства Иудейского, войн, античного мира и все это исторически доказуемо совершенно. Есть доказательства потопа у археологов. Был найден город Иерихон, то есть археологические находки подтверждают достоверность того, что происходило в Библии. Исторические события, воспроизведенные в Ветхом и Новом Завете, совершенно достоверны: были такие события, люди. И даже мы, когда поем "Символ Веры", ссылаемся на того же Понтия Пилата, чтобы еще раз подтвердить, что все это происходило исторически достоверно при Понтии Пилате, а не придумано. Атеисты не верят в то, что в эти события включена жизнь божественная. А это никак человеку не докажешь. Не доказать и того, что Иисус Христос — Сын Божий.



Вопрос: Может ли православный человек быть актером?

Я бы сказал по-другому: может ли актер быть православным? Может, конечно, потому что мы знаем много верующих людей в театре и кино. Важно, чтобы люди, которые занимаются в театре или кино, сохраняли свою веру. Я по этому поводу разговаривал с одной известной актрисой Ириной Купченко и спрашивал ее, часто ли ей приходилось отказываться от ролей из соображения своей веры православной. Она сказала: "Да, в течение всей своей актерской жизни я стояла перед выбором, какую роль играть, а от какой отказываться. Если я видела, что роль как-то противоречит моей вере, я от нее отказывалась. Я отказалась в своей жизни от огромного количества ролей". Актерская жизнь — это всегда выбор. Не каждый может на своем пути сохранить чистоту своей веры и чистоту своих убеждений.



Вопрос: Почему Господь допускает, чтобы люди были бедными?

Господь Сам явился в мир бедняком. В Новом Завете написано, что Господь был как нищий, и Ему часто негде было приклонить голову. Он говорил такие слова: "Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Небесное". Очень часто богатство уводит человека от духовной жизни. Человек свое богатство видит не в сокровищах духовных, а в сокровищах земных. Вопрос нужно ставить так: "Почему Господь допускает, чтобы люди были богатыми?" Вот что плохо-то бывает для человека.



Вопрос: Может ли юродивым дана быть сила от диавола?

Ребята, духовная жизнь — это вещь очень сложная. На всем протяжении духовной жизни человека пытается искушать сатана. Бывает так, что человек доходит до очень высоких степеней духовной жизни и уже начинает становиться чудотворцем и становится святым в глазах других людей, но впадает в гордыню и теряет все свои духовные дарования. Был такой случай с одним из Киево-Печерских святых, который потом стал Новгородским епископом. Его звали Исаакием. Он дошел до очень глубоких дарований: исцелял больных, очень много молился. Его все признавали за святого. Он жил в пещерах. И однажды у него было видение: ему явился Христос, так ему показалось. А на самом деле ему явился сатана в виде Христа и сказал: "О, Исаакий, ты такой великий, ты такой святой..." И тот поверил и возгордился. И тогда сатана ему сказал: "Исаакий, пляши!" И тот заплясал и не мог остановиться. Когда братия пришли к нему в келью, то увидели, что он совершенно сошел с ума. Пляшет и не может остановиться. Тогда они поняли, что Исаакий впал в духовную прелесть и стал бесноватым. И тогда братия молились за него очень долго, вымаливали, изгоняли из него бесов. И только когда он пришел в себя, то понял, какой страшный совершил грех перед Богом. Как он возгордился своей святостью и горько оплакивал свой грех. Более того, он так покаялся, что достиг святости настоящей, но уже в смирении глубочайшем и тишине. И стал потом Исаакий Новгородским епископом. Он похоронен в Киево-Печерском монастыре среди прочих угодников Божиих.

Всякий может человек получить силу от сатаны, если идет ложным подвигом, если он гордится. А ложных юродивых, взявших на себя личину святых, тоже можно найти наверное, которые выдают себя за таковых, но таковыми не являются. Бывают и ложные чудеса.



Вопрос: Есть ли параллельные миры?

Нет никаких параллельных миров. Есть передачи по телевизору про параллельные миры. Это примерно то же самое, что реклама на продукт, который является совсем не тем, чем его рекламируют. Параллельных миров нет. Есть два мира: мир земной и мир небесный. Это единый Божий мир. Но есть мир духовный, а есть материальный. Никаких других миров Бог не создавал. Существуют места аномальные, но не параллельные. Мы можем предположить, что в мире есть много загадок, не разгаданных еще нами. Например, Бермудский Треугольник, где постоянно пропадают корабли. Мы не знаем, какой там магнетизм. Почему пропадают самолеты? Что там бывает? Могут быть явления, вполне объяснимые с точки зрения физики. Но пока мы не знаем ответов на все эти вопросы.