В начальной школе заканчивается фестиваль чаепития разных стран. Ученики третьего класса рассказали нам об особенностях чаепития в Японии.
История ритуального употребления чая в Японии начинается приблизительно в VIII веке, когда из Китая впервые были привезены чайные листья. Уже тогда они считались лекарственным средством для снятия усталости и лечения многих заболеваний. В XV веке дзен-буддист Сюко впервые сформировал основы чайной церемонии – тя-но ю. Суть их сводилась к естественности, спокойствию, простоте, безмятежности и невозмутимости. Эти принципы при правильном соблюдении помогали достичь единодушия между гостем и хозяином не с помощью слов, а с помощью общения сердец. Постепенно искусство чайной церемонии совершенствовалось и обогащалось новыми идеями.
В стране Восходящего Солнца шесть строго установленных разновидностей чайной церемонии:
Существуют и такие японские чайные церемонии, как чаепитие со сладостями, чаепитие вне определенного времени и чаепитие для тех, кто пришел после основной церемонии.
Организация классической чайной церемонии
Перед началом действа гости собираются в одной комнате, где в небольших чашках им подается горячая вода. Это предварительный этап церемонии, призванный создать у участников соответствующее настроение и подготовить их к встрече с прекрасным. После этого следует прохождение через сад к чайному домику по выложенной камнями дорожке.
Этот ритуал символизирует удаление от суеты мира, очищение сознания от забот и тревог. Гости созерцают растения сада, камни, покрытые мхом, заросший водоем и настраиваются на сосредоточение. Перед чайным домиком (тясицу) участников встречает хозяин и после взаимного обмена приветствиями, все совершают обряд омовения перед каменным колодцем, символизирующий духовную чистоту. Вода зачерпывается маленьким ковшом с длинной деревянной ручкой. Гость омывает руки, затем лицо, прополаскивает рот и ополаскивает ручку ковшика.
Совершив омовение, участники церемонии входят в чайный домик и располагаются там, осматривая его убранство. Неудобный низкий и узкий вход сделан с таким смыслом, чтобы даже самый знатный и богатый гость был вынужден низко поклониться – в этом символ равноправия всех присутствующих. Таким входом невозможно было воспользоваться вооруженному воину, поэтому свой меч он был вынужден оставлять за дверью. В соответствии с японскими традициями, обувь гостей также остается у порога. По традиции мастер входит в чайный дом последним, чтобы гости смогли неспеша рассмотреть все предметы ритуала. Он заходит, кланяется участникам и садится рядом с очагом. Все предметы, необходимые для церемонии, расположены рядом с хозяином. В очаге уже горит огонь, над которым греется котел с водой. Пока вода в котле греется, гостям предлагается легкая еда (кайсэки), предназначенная для снятия чувства голода, но не приводящая к полному насыщению. Обычно это простые, но довольно изысканные блюда и закуски японской кухни. В последнюю очередь к столу подаются сладости к чаю (омогаси). После принятия пищи гости выходят на некоторое время из чайного домика, чтобы настроиться на основную часть церемонии, а хозяин меняет свиток на композицию из цветов или веток, символизирующих цель ритуала.
Наступает самая важная часть японского чаепития – приготовление и питье густого зеленого чая. Гости возвращаются в домик и хозяин приступает к действу. Все происходит в полном молчании. Присутствующие внимательно наблюдают за священным действом, слушают звуки огня и воды. Чай засыпается в керамическую посудину и размешивается бамбуковой мешалкой с небольшим количеством кипятка до появления зеленой пены. Затем разводится горячей водой до необходимой консистенции. Приготовленный напиток хозяин с поклоном подает самому старшему или почетному гостю. Тот принимает чашу правой рукой, ставит ее на покрытую шелковым платком левую руку и отпивает глоток. Затем передает следующему гостю. Каждый участник церемонии повторяет процедуру, и чаша вновь переходит к мастеру. Этот обряд символизирует единение собравшихся. После первого знакомства с чаем, пустая чаша вновь пускается по кругу, чтобы все гости могли подробно рассмотреть ее узоры и полюбоваться тонкостью рисунка. На следующей стадии церемонии хозяин готовит легкий чай для каждого гостя отдельно. В это время начинаются беседы о свитке с изречением, чайной посуде и утвари, цветочной композиции. Перед подачей чая участникам подаются сладкие угощения. Отведав напитка, гости вновь осматривают чайную утварь. После завершения беседы хозяин извиняется и покидает чайный домик. Гости еще раз рассматривают очаг, цветы и свиток, а затем выходят наружу. На прощание мастер молча кланяется уходящим, благодаря за посещение. Он проводит еще некоторое время в чайном домике, вспоминая подробности чаепития, а затем уносит всю утварь, убирает цветочную композицию и протирает токоному. Такая уборка – символ окончательного итога церемонии. Считается, что действо должно оставить след только в сознании его участников.
Посуда и принадлежности для японского чаепития
Японцы считают, что предметы для чайной церемонии должны сохранять следы долгого использования. Поэтому “старый” вид посуды – неотъемлемый атрибут чайного искусства. Все предметы должны гармонировать между собой, составляя единый ансамбль.
Для проведения японской чайной церемонии необходимы такие предметы:
Обычно это предметы скромного вида, даже грубоватые, почтенного возраста со следами использования. Простые керамические чаши, медный котел, деревянная ложка. Вся утварь должна быть идеально чистой, но не начищенной, сохранившей память о прошлом. Для современных японцев искусство чайной церемонии не осталось забытым прошлым. Но теперь это уже не повседневный ритуал, а настоящее событие.
После такого подробного рассказа заключительной частью программы стало приглашение на реальное чаепитие с исполнением японских традиций и всевозможными сладостями.