В нашей школе существует давняя традиция приглашать к празднованию Дня Победы ветеранов Великой Отечественной войны, участников войны. Все меньше и меньше остается на земле этих людей. Но войну переживали не только солдаты, воины, не только те, кто воевал или работал на заводах, обеспечивая победу, изготовляя танки, самолеты, оружие, укрепляя наши тылы. Войну переживали и те, кто был детьми. Их встреча с войной, их переживания очень важны для каждого из нас.
Сегодня мы пригласили рассказать о войне нашего учителя, преподавателя технологии Анатолия Иосифовича. Он был во время войны ребенком, школьником, и отец его Иосиф Михайлович был офицером, который прошел всю войну. Вот что рассказал нам Анатолий Иосифович:
- Здравствуйте, дорогие ребятки! Поздравляю вас с Днем Победы! Во-первых, весь мир празднует этот день сегодня, 8 мая, потому что Пакт о безоговорочной капитуляции был подписан именно 8 мая поздним вечером. Но руководством страны было принято решение, чтобы все поспали, а утром праздновали День Победы. По этой причине мы отмечаем это событие 9 мая, а весь мир – 8 мая. С праздником, ребята!
Что война такое? Это голод и холод в течение 4 лет и даже больше, потому что карточки отменили в 1947 году, а до этого была карточная система. Ребенок получал во время войны 250 граммов хлеба, а служащие, учителя – 450 граммов хлеба в день. Рабочим давали 500 гр. хлеба в день. Моя бабушка работала кочегаром в то время, ей давали 1 кг хлеба в день, и этим она нас спасала.В Щелково был военный аэродром. Для меня война началась, когда немцы стали бомбить этот аэродром. Среди ночи нас поднимали маленьких, мне исполнилось тогда 6 лет, я был старшим. Николаю исполнилось 3 года, Юрке – 4 года. Ночью приводили нас в бомбоубежище. Там темно, ничего не видно, кругом стреляют, но и это мы выдержали. Через несколько дней приехал мой отец прощаться, так как его забирали на фронт. Я долго после этого его не видел. Бомбили в основном по ночам, и мы прятались от бомбежек в метро Новокузнецкая. Было все нормально, пока не произошли два события, которые мне запомнились. Торпеда попала в населенный квартал. Квартал был снесен абсолютно. Долго еще у людей не было сил разбирать эти завалы. Там виднелись то руки, то ноги погибших. Я не знаю, сколько человек было убито, но видимо, прилично.
Теперь о другом событии: Вы знаете метро Новокузнецкая? Эскалаторов в то время не было. Там была деревянная лестница. Эта станция глубокого залегания, метров 70 примерно. Подъем по лестнице занимал, наверное, час. И вот произошел такой случай. Объявили тревогу. Все население стало подтягиваться к метро. Неожиданно появились немецкие самолеты. Толпа людей ринулась вниз по этой длинной лестнице, сбивая друг друга. Жертв тогда было очень много, человек 300 погибло. Я интересовался, искал, но об этом факте нигде не было сообщено.
Но были иногда и радостные события для нас, мальчишек. От нас недалеко была расположена кондитерская фабрика. В один из цехов попала бомба. Там стояли чаны с шоколадом, они перевернулись, и потекла река из шоколада. Мы бегали туда, отковыривали шоколад и его ели. Нас, конечно, потом разогнали, оцепили все это, но случай запомнился.
Многие дети переживали, конечно, больше, чем мы, они оказались на оккупированных территориях. После войны их не брали на секретные факультеты институтов. А дети чем виноваты? У меня был приятель. Он поехал летом к бабушке и потом оказался на оккупированной территории. Он черненький был, похож на еврея. Немцы хотели его убить. А бабушка все время прятала его под печкой. Потом так сложилась судьба этого мальчика, что он не смог поступить на секретный факультет.
Расскажу, как я пошел в школу. Тогда принимали в школу с 8 лет в первый класс. Прошло уже два года войны. Все это время мы ходили в одной одежде. Когда нужно было идти на занятия, нечего было одеть. Взяли дядину рубашку, что-то перекроили, из его брюк сшили какие-то штаны, а портфеля не было. Бабушка нашла холщовую сумку дяди, а он был пастушком. Вот с этой сумкой я и пошел в первый класс, нарядный. В то время холодно было и голодно. Нас, конечно, в школе подкармливали. Давали кусочек хлеба грамм 30- 50 и конфетку- подушечку очень маленькую. На большой перемене привозили суп жидкий с картошкой. Мы приносили из дома ложку, миску обязательно и обедали. С тетрадками плохо было, давали по две тетради, с учебниками тоже. Когда началась война, в дом, где я жил на Смоленской, попала бомба. Все коммуникации были разрушены, окна вылетели, двери. Зимой стало очень холодно, и меня переселили к бабушке в Перово. Там был деревянный дом, огород. Самое голодное время было — зима 1942 года. Весной сажали грядочки. Росла лебеда, заячья капуста. Родители, конечно, помогали, отрывали от себя последний кусочек и давали нам.
Недалеко от нас был расположен Кусковский Химзавод, около него – пруд для охлаждения химических процессов. Температура в этом прудике была всегда плюсовая: 15 – 20 градусов. Когда немцы начали бомбить, то промахнулись, а у них карта была, они все объекты знали. Бомба попала в пруд. Всё Перово тогда стало в лягушках и в грязи, а пруд оказался еще более глубоким.
Когда мы ходили в школу, то пользовались перьевыми ручками. Носили с собой чернильницы – непроливашки. Перевернешь, а чернила не выливаются. В школе было печное отопление. А наказания устраивали такие: дневников никто не имел, если что ученик натворит, отбирали сумку и говорили: «Пусть родители придут!» И вот был у нас в классе хулиганистый ученик. У него хотели отобрать портфель. А он говорит: « Я забыл его дома», а друг его портфель сунул в печку. Учительница подбегает, портфеля нет. На нет – и суда нет. Все уже стали этот эпизод забывать. Вдруг в конце урока из печки повалил дым. От портфеля остались одни угольки. А мальчик заплакал, потому что тетрадки сгорели, учебники, а их достать в то время было очень тяжело. В какие игры мы тогда играли? Самая распространенная игра того времени – это фантики. Фантики были на вес золота, так как конфеты очень трудно было достать, их обменивали на все. Достать фантик было счастье. И в перышки еще играли. Берешь перышко и щелкаешь. Если оно перевернется, ты выиграл. Все игроки проигрывали свои перья, и им нечем было потом писать.
Расскажу еще, как я встретил День Победы. К концу войны уже было такое настроение, что чувствовалось, скоро победа. Салюты наблюдали один за другим. Салют – это значит, что взяли какой-то очередной город. Я приехал 1 мая. В день происходило по 3 — 4 салюта. Сообщили: «Взят Берлин». А надо было в школу. Я решил: «Нет, дождусь победы здесь», — и прогулял. Когда объявили о победе, все побежали на Красную площадь. То, что показывали в фильмах – это правда. Это было такое ликование, какого не существовало никогда. Мы наблюдали необыкновенный салют, и портрет Сталина был высоко поднят. Так я встретил День Победы в Москве. Это незабываемо, конечно. И не дай Бог вам, ребята, пережить то, что я увидал. Желаю вам, чтобы вы были счастливы, чтобы у вас все было хорошо.
После рассказа Анатолия Иосифовича, состоялся небольшой концерт. Мальчики 4 класса исполнили матросский танец «Яблочко». Далее силами детей начальной школы была представлена литературно-музыкальная композиция, посвященная Дню Победы. Исполнены песни Чичкова «Ровесницы» и «Эта планета». После этого прозвучали песни младшей группы Казачьего хора под руководством Р. В. Ломова, затем выступила старшая группа хора. А в заключение – объединенный Казачий хор. Это был хороший подарок ветеранам и участникам Великой Отечественной войны от детей нашей школы.