Журнал «Гимназист»

Рассказывает редактор журнала "Гимназист" Вяльсова Анна Павловна:

Журнал "Гимназист" возник в 1994 году. Первым его редактором была Никанова Любовь Владимировна. Она организовала коллегию редакторов, вместе с детьми они садились после уроков литературы, обсуждали темы, проверяли и правили стилистику тех произведений, которые дети создали. Отец Алексей был творческим руководителем этого журнала, ему же принадлежит идея его создания. Когда Любовь Владимировна ушла из школы, забота о журнале легла на плечи других учителей русского языка. Но постепенно в работу включились и преподаватели других предметов, и выпускники, и родители.

Журнал стал общим делом школы. Он отражает творческую жизнь и детей, и преподавателей, и выпускников. Интересно видеть, как одну и ту же тему раскрывают пятиклассники и дети одиннадцатого класса, детям приятно увидеть в журнале свою работу и просто фамилию. Через несколько лет они берут старые номера, радуются, видя свои детские стихи, сразу возникает желание писать и публиковать новые работы. И уже уйдя их гимназии, они обращаются к старым журналам, читают их и вспоминают.


Делать журнал, конечно, непросто. Мы даем детям темы, которые соответствуют тематике следующего номера и их интересам. Они пишут работы дома, потом комиссия из учителей русского языка их просматривает, что-то не очень получившееся отдает на доработку, а готовое набираем и отдаем на прочтение главному редактору отцу Алексею.

Сначала дети сами набирали материал, но они тратили на это очень много времени, печатали с ошибками, и мы стали набирать сами.

Сейчас мама ученицы 11 класса Юли Ильичевой, сотрудник известного журнала, взяла на обучение несколько детей, и они занимаются с ней созданием макета. Когда научатся, создание макета перейдет в руки детей. Иллюстрируют журнал и готовят титульный лист сами дети. Они рисуют на уроках по теме следующего журнала, потом мы раздаем нашим "художником" тексты, они их читают и иллюстрируют.

Очень помогали нашему журналу выпускники, например, Коля Харисов, который был связан с издательским делом. Они приносят или присылают свои работы, им очень не хочется отрываться от "Гимназиста". Он поддерживает их связь со школой, и нам и им это очень важно.

Журнал выходит 4 раза в году: ко дню рождения гимназии, Рождественский и Пасхальный номер, и к последнему звонку. Если Пасха поздняя, бывает и пятый, "Масленичный" номер, чтобы не было перерыва больше трех месяцев. "Масленичный" номер получается очень интересным, несколько полярным по содержанию: с одной стороны веселый (загадки, и небылицы, смешные истории) с другой стороны — великопостный, раскрывающий вопросы духовной жизни, дети помещают туда статьи о новомучениках и размышления на тему.

В "Пасхальном номере", раскрываются темы Пасхи, весны, и обязательно присутствует рубрика о войне.

Есть определенный набор рубрик, но он меняется от номера к номеру, что связано и с тематикой номера, и с реальными результатами творческой работы детей.

  • "Слово пастыря"
    Это страница, в которой участвуют протоиерей Алексей, священники Сергий Никифоров и Александр Гумеров.
    Иногда мы печатаем проповеди известных старцев и святых отцов.
  • "Проба пера"
    Это традиционная рубрика, в которой мы публикуем художественные творческие работы детей, их стихи и рассказы.
  • "Страницы истории"
    Мы решили публиковать работы детей по истории. Им это понравилось, теперь они сами хотят и стараются. Важно, чтобы это было не просто списывание с книжек, а работа с несколькими изданиями, свои впечатления, отношения, интересные для них факты. Это заставляет их работать в бибилиотеке, посещать музеи и выставки.
  • "Знаете ли вы"
    Эта рубрика позволяет детям отразить свои знания и интересы по всем предметам и привлекает к работе в журнале учителей предметников. Ведь не все — поэты и писатели, кто-то увлекается биологией, кто-то музыкой.
  • "Семейная летопись"
    Рубрика посвящена интересным событиям в семье. Это не обязательно повествование о каких-то знаменитых предках, скорее, ее главная тема — семья и история, их связь. Часто дети пишут неожиданные вещи. Под этой рубрикой хотят публиковаться и многие учителя.
  • "По Руси святой" или "По святым местам"
    Это путевые заметки, рассказы о городах, монастырях, интересных встречах, чудесах и легендах, связанных с этим местом.
  • "И пальцы просятся к перу"
    Рубрика посвящена творчеству учителей и выпускников.
  • "Размышления на тему"
    Рубрика связана с размышлениями о смысле жизни, духовном пути человека.
  • "В начале жизни школу помню я"
    Обычно эта рубрика приурочена или к дню рождения гимназии, или к последнему звонку. В ней дети пишут о своем первом дне в школе, или делятся мечтами о будущем нашей школы. Важность этой рубрики в том, что она воспитывает у детей умение писать мемуары.
  • "Мой Пушкин"
    Здесь дети помещают свои размышления или сочинения, которые или написаны стилистически под пушкинские произведения, или это размышления о его произведениях, или исследования о его творчестве.
  • "На досуге"
    Первоначально сюда входили только "Сочинизмы", смешные места школьных сочинений. Рубрика анонимная, ребята учатся на ошибках других. Но дети узнают самих себя и признаются, кто что написал. Это и полезно и весело.
    Потом в эту рубрику стали помещать и литературные переводы. Учителя иностранного языка подбирают тексты, которые дети потом стихотворно переводят.
    Здесь же мы помещаем шуточные стихи, небылицы, сказки, кроссворды, ребусы и головоломки. Таким образом к участию в создании журнала были привлечены и учителя математики.