Engine\Site\Kits\Def\Model Object ( [dbc:Engine\Site\Page:private] => [data:protected] => Array ( [name] => История храма святого князя Владимира [url] => /o_shkole/istorija_sozdanija/istorija_hrama_svjatogo_knjazja_vladimira/ [title] => История храма святого князя Владимира [description] => История храма святого князя Владимира [keywords] => История храма святого князя Владимира [css] => [js] => [html] =>

История Владимирского храма

князь ВладимирХрам посвящен тому, кто крестил Русскую землю, кто дал нам христианство. Святой равноапостольный великий князь Владимир был младшим братом великого князя Святослава и внуком святой равноапостольной Ольги. В начале своего княжения он был ревностным идолопоклонником, но потом, подобно своей великой бабке, увидел заблуждения язычества и стал искать истину. После долгих поисков великий князь решил принять Православие. Летопись говорит, что ему было 25 лет, когда он крестился, а в 988 году произошло великое национальное событие - Крещение Руси. Сам князь Владимир, приняв православную веру, преобразился и стал иным человеком. В язычестве он был жестоким и сластолюбивым, после же крещения стал человеколюбивым правителем и даже боялся проливать кровь злодеев и врагов. Вместе со св. Владимиром изменилась и вся Русь: из страны варварской она превратилась в Святую Русь, и в ней просиял целый сонм святых угодников Божиих.

Храм святого князя Владимира

Храм святого князя Владимира в Старых Садех существует уже почти четыре столетия. Впервые он упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, написанной в 1423 году, где говорится о "Новом дворе" за городом у святого Владимира, который князь завещает своему сыну вместе с вотчиной - "великим княженьем". Храм в то время, по всей вероятности, был деревянным.

В 1514 году в Москву прибыл знаменитый архитектор из Милана Алевиз Фрязин. По повелению Великого князя Василия Ивановича он начал строительство одиннадцати каменных церквей, в числе которых был и наш, единственный в Москве, освященный в честь Крестителя Руси.

Название Старые сады появилось в конце XV в., когда при великом князе Иване III загородный великокняжеский дворец был перенесён на Воронцово поле. В нем сохранилось воспоминание о старых садах, когда-то украшавших этот уголок Москвы и в которых выращивали редкие фрукты к великокняжескому столу.

Во второй половине XVII века старую постройку разобрали. Ныне существующий храм возвели в 1660 году. Южный придел во имя свв. Кирика и Иулиты впервые упоминается в "ружной книге" в 1677 г. Освящение придела свв. Бориса и Глеба состоялось в 1689 году, на нем присутствовала царевна Софья Алексеевна. Колокольню тоже выстроили заново на старом основании.
По характерным архитектурным приемам нетрудно определить принадлежность храма к 17 веку. Крыльцо с опорами-кубышками, завершение стен кокошниками, стрельчатые окна с наличниками, выполненными из тесанного кирпича. Очень красиво оформление глав в виде рельефного орнамента. Примыкающая к храму колокольня, перестраивалась после пожара уже в 18 веке, что видно по завершающему шпилю.

Книги казенного Патриаршего Приказа раскрывают драгоценные детали жизни прихода, имена и годы служения священников, размер их жалования, даже количество выдаваемого ладана.

Из архивов мы узнаем, что в церкви было два придела. 20 октября 1737 года вдове стольника Федора Петровича Вердеревского, Татьяне Федоровне, выдан указ: "В приделе Благоверных князей Бориса и Глеба вновь построить кровлю и убрать внутри иконами и прочим церковным благолепием. Как только оный оный придел будет возведен, бить челом об освящении". Оно состоялось 28 января 1738 года.

Прихожане почитали не за долг, а за честь заботиться о своем храме. Так в 1787 году, когда во время сильной бури поколебались кресты, они "испросили дозволения вызолотить их, утвердить главы на оной церкви и листовым железом покрыть". Не без их участия до 1711 года содержалась патриаршая богадельня, где пригревалось от "41 до 788 человек мужскаго и женскаго пола". С уничтожением патриаршего престола в Москве была закрыта и богадельня. В настоящее время на ее месте стоит двухэтажный каменный дом причта.
Храм святого князя Владимира По протоколам, хранящимся в архиве Московской Духовной Консистории можно судить о богатом убранстве храма. 24 мая 1751 года записано, что при священнике Алексее Григорьевне украден с образа Спасителя венец и гривенки серебряные с финифтью, низанные жемчугом с яхонтами".

До 1812 года при храме было обширное кладбище. Сегодня на церковной территории возвышается крест, под которым покоятся останки, обнаруженные во время реставрационных работ уже в наше время.

Когда в 1812 году Москва горела, пострадал и Владимирский храм. В это время при ней "значилось одиннадцать дворов, жителей мужского пола 220, женского 240". После пожара церковь была приписана к церкви св. Косьмы и Дамиана, что на Покровке, а уцелевшее имущество перенесли в Иоанновско-Предтеченскую церковь в Иоановском монастыре.

Через два года после пожара поступила просьба действительного статского советника Михаила Волынского о дозволении исправить Князе-Владимирскую церковь.

26 января 1814 года состоялся Указ СА. Синода о восстановлении храма.

В 1818 году в присутствии о. Благочинного из Иоанно-предтеченской церкви состоялась приемка утвари и разных церковных вещей. Денег, принадлежавших церкви св. кн. Владимира, не оказалось.
Главный храм был освящен 19 октября 1819 года Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Серафимом, а 9 ноября того же года преосвященным Лаврентием, епископом Дмитровским, викарием Московским, был освящен и предел во имя св. Благоверных князей Бориса и Глеба. В 1819 году в приходе церкви значилось 10 дворов, 124 человека мужского и 123 женского пола.

Другой же придел во имя святых мучеников Кирика и Иулитты был освящен только 16 января 1827 года Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.

Штат священно-церковнослужителей Владимирского храма до 1780 года состоял из священника, дьякона и одного псаломщика.
На содержание этой церкви и при ней причта шла прежде руга, а затем прекращена по неизвестной причине, и больше никакого пособия из казны причт не получал и содержался от богослужений в церкви, исправления треб в домах и схода с принадлежащих церкви домов. Сверх того, церковь и причт получали на свое содержание процент с капиталов, положенных завещателями на вечное время. Причт жил в церковных домах, из которых один стоял на погосте, а другой на углу Хохловского и Ивановского переулков.

Напротив храма св. Владимира находится старинный Ивановский монастырь. В старое время в день храмового праздника - память Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентядря по новому) около церкви св. Князя Владимира происходила шерстяная ярмарка. Масса крестьянских возов с шерстью располагалась около храма и Ивановского монастыря, толпы богомольцев приходили на этот праздник, запруживая весь проезд. Церковь св. кн. Владимира с утра до вечера не запиралась, потому что все приезжавшие торговцы - крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2-3 каждый. За два дня праздника священнику приходилось служить более 800 молебнов.

Из воспоминаний Ф.А.Гилярова, сына священника Александра Петровича Гилярова, служившего в храме св. н. Владимира во второй половине XIX века, мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красную ниточку.

Протоиерей Сергий Романов

Почти пять веков храму св. Кн. Владимира. Подобно всей Москве и России, немало пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей: набеги татар, польская интервенция, чума и французское нашествие, революция и гонение на церковь в XX веке. Среди новомучеников и исповедников российских нашего времени - предпоследний настоятель храма, о. Владимир Амбарцумов, расстрелянный 5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.

В 1930-е годы церковь была закрыта. Сломали все главы, уничтожили внутреннее убранство. 28 января 1933 г. президиум Моссовета рассматривал ходатайство закрытии церкви "так называемого Владимира" и постановил: "принимая во внимание: 1) острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для этой цели помещения церкви "т.н. Владимира", её закрыть и передать ОГПУ".

Позже в храме размещалось хранилище книг Исторической библиотеки.  Со второй половины семидесятых годов в храме началась медленная реставрация. К 1979 году была восстановлена колокольня и на ней воздвигнут крест. К 1990 году реставрация закончилась. В конце 1990 года храм был передан Свято-Владимирскому Благотворительному Братству, настоятелем был назначен о. Сергий Романов. Вслед за своим духовником переместилась из Виноградова в центр Москвы уже сформировавшаяся община. Первое богослужение и освящение храма св. кн. Владимира состоялось 24 мая 1991 года в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.

[lang] => ru [langAttr] => [crumbs] => Array ( ) [image] => [type] => [lastModified] => 2015-10-13 11:26:56 [langSettings] => [id] => 18 [homepage] => [ct] => istorija_hrama_svjatogo_knjazja_vladimira [parentId] => 14 [point] =>  ) [error:protected] => ) История храма святого князя Владимира

История Владимирского храма

князь ВладимирХрам посвящен тому, кто крестил Русскую землю, кто дал нам христианство. Святой равноапостольный великий князь Владимир был младшим братом великого князя Святослава и внуком святой равноапостольной Ольги. В начале своего княжения он был ревностным идолопоклонником, но потом, подобно своей великой бабке, увидел заблуждения язычества и стал искать истину. После долгих поисков великий князь решил принять Православие. Летопись говорит, что ему было 25 лет, когда он крестился, а в 988 году произошло великое национальное событие - Крещение Руси. Сам князь Владимир, приняв православную веру, преобразился и стал иным человеком. В язычестве он был жестоким и сластолюбивым, после же крещения стал человеколюбивым правителем и даже боялся проливать кровь злодеев и врагов. Вместе со св. Владимиром изменилась и вся Русь: из страны варварской она превратилась в Святую Русь, и в ней просиял целый сонм святых угодников Божиих.

Храм святого князя Владимира

Храм святого князя Владимира в Старых Садех существует уже почти четыре столетия. Впервые он упоминается в духовной грамоте великого князя Василия Дмитриевича, написанной в 1423 году, где говорится о "Новом дворе" за городом у святого Владимира, который князь завещает своему сыну вместе с вотчиной - "великим княженьем". Храм в то время, по всей вероятности, был деревянным.

В 1514 году в Москву прибыл знаменитый архитектор из Милана Алевиз Фрязин. По повелению Великого князя Василия Ивановича он начал строительство одиннадцати каменных церквей, в числе которых был и наш, единственный в Москве, освященный в честь Крестителя Руси.

Название Старые сады появилось в конце XV в., когда при великом князе Иване III загородный великокняжеский дворец был перенесён на Воронцово поле. В нем сохранилось воспоминание о старых садах, когда-то украшавших этот уголок Москвы и в которых выращивали редкие фрукты к великокняжескому столу.

Во второй половине XVII века старую постройку разобрали. Ныне существующий храм возвели в 1660 году. Южный придел во имя свв. Кирика и Иулиты впервые упоминается в "ружной книге" в 1677 г. Освящение придела свв. Бориса и Глеба состоялось в 1689 году, на нем присутствовала царевна Софья Алексеевна. Колокольню тоже выстроили заново на старом основании.
По характерным архитектурным приемам нетрудно определить принадлежность храма к 17 веку. Крыльцо с опорами-кубышками, завершение стен кокошниками, стрельчатые окна с наличниками, выполненными из тесанного кирпича. Очень красиво оформление глав в виде рельефного орнамента. Примыкающая к храму колокольня, перестраивалась после пожара уже в 18 веке, что видно по завершающему шпилю.

Книги казенного Патриаршего Приказа раскрывают драгоценные детали жизни прихода, имена и годы служения священников, размер их жалования, даже количество выдаваемого ладана.

Из архивов мы узнаем, что в церкви было два придела. 20 октября 1737 года вдове стольника Федора Петровича Вердеревского, Татьяне Федоровне, выдан указ: "В приделе Благоверных князей Бориса и Глеба вновь построить кровлю и убрать внутри иконами и прочим церковным благолепием. Как только оный оный придел будет возведен, бить челом об освящении". Оно состоялось 28 января 1738 года.

Прихожане почитали не за долг, а за честь заботиться о своем храме. Так в 1787 году, когда во время сильной бури поколебались кресты, они "испросили дозволения вызолотить их, утвердить главы на оной церкви и листовым железом покрыть". Не без их участия до 1711 года содержалась патриаршая богадельня, где пригревалось от "41 до 788 человек мужскаго и женскаго пола". С уничтожением патриаршего престола в Москве была закрыта и богадельня. В настоящее время на ее месте стоит двухэтажный каменный дом причта.
Храм святого князя Владимира По протоколам, хранящимся в архиве Московской Духовной Консистории можно судить о богатом убранстве храма. 24 мая 1751 года записано, что при священнике Алексее Григорьевне украден с образа Спасителя венец и гривенки серебряные с финифтью, низанные жемчугом с яхонтами".

До 1812 года при храме было обширное кладбище. Сегодня на церковной территории возвышается крест, под которым покоятся останки, обнаруженные во время реставрационных работ уже в наше время.

Когда в 1812 году Москва горела, пострадал и Владимирский храм. В это время при ней "значилось одиннадцать дворов, жителей мужского пола 220, женского 240". После пожара церковь была приписана к церкви св. Косьмы и Дамиана, что на Покровке, а уцелевшее имущество перенесли в Иоанновско-Предтеченскую церковь в Иоановском монастыре.

Через два года после пожара поступила просьба действительного статского советника Михаила Волынского о дозволении исправить Князе-Владимирскую церковь.

26 января 1814 года состоялся Указ СА. Синода о восстановлении храма.

В 1818 году в присутствии о. Благочинного из Иоанно-предтеченской церкви состоялась приемка утвари и разных церковных вещей. Денег, принадлежавших церкви св. кн. Владимира, не оказалось.
Главный храм был освящен 19 октября 1819 года Высокопреосвященным митрополитом Московским и Коломенским Серафимом, а 9 ноября того же года преосвященным Лаврентием, епископом Дмитровским, викарием Московским, был освящен и предел во имя св. Благоверных князей Бориса и Глеба. В 1819 году в приходе церкви значилось 10 дворов, 124 человека мужского и 123 женского пола.

Другой же придел во имя святых мучеников Кирика и Иулитты был освящен только 16 января 1827 года Митрополитом Московским и Коломенским Филаретом.

Штат священно-церковнослужителей Владимирского храма до 1780 года состоял из священника, дьякона и одного псаломщика.
На содержание этой церкви и при ней причта шла прежде руга, а затем прекращена по неизвестной причине, и больше никакого пособия из казны причт не получал и содержался от богослужений в церкви, исправления треб в домах и схода с принадлежащих церкви домов. Сверх того, церковь и причт получали на свое содержание процент с капиталов, положенных завещателями на вечное время. Причт жил в церковных домах, из которых один стоял на погосте, а другой на углу Хохловского и Ивановского переулков.

Напротив храма св. Владимира находится старинный Ивановский монастырь. В старое время в день храмового праздника - память Усекновения Главы Пророка, Предтечи и Крестителя Христова Иоанна 29 августа по старому стилю (11 сентядря по новому) около церкви св. Князя Владимира происходила шерстяная ярмарка. Масса крестьянских возов с шерстью располагалась около храма и Ивановского монастыря, толпы богомольцев приходили на этот праздник, запруживая весь проезд. Церковь св. кн. Владимира с утра до вечера не запиралась, потому что все приезжавшие торговцы - крестьяне служили в складчину на вырученные от продажи шерсти деньги молебны Крестителю Христову. Молебны служились самые сокращенные, минуты по 2-3 каждый. За два дня праздника священнику приходилось служить более 800 молебнов.

Из воспоминаний Ф.А.Гилярова, сына священника Александра Петровича Гилярова, служившего в храме св. н. Владимира во второй половине XIX века, мы узнаем, что в этот день на аналое лежал образ усеченной главы Иоанна Крестителя. Глава была украшена венчиком с продетым пучком красных ниток. Богомольцы после молебна прикладывались к образу и брали на память красную ниточку.

Протоиерей Сергий Романов

Почти пять веков храму св. Кн. Владимира. Подобно всей Москве и России, немало пришлось претерпеть и храму, и духовенству, и прихожанам за это время невзгод, бед и напастей: набеги татар, польская интервенция, чума и французское нашествие, революция и гонение на церковь в XX веке. Среди новомучеников и исповедников российских нашего времени - предпоследний настоятель храма, о. Владимир Амбарцумов, расстрелянный 5 ноября 1937 года на Бутовском полигоне.

В 1930-е годы церковь была закрыта. Сломали все главы, уничтожили внутреннее убранство. 28 января 1933 г. президиум Моссовета рассматривал ходатайство закрытии церкви "так называемого Владимира" и постановил: "принимая во внимание: 1) острую необходимость в помещении для ОГПУ и 2) пригодность для этой цели помещения церкви "т.н. Владимира", её закрыть и передать ОГПУ".

Позже в храме размещалось хранилище книг Исторической библиотеки.  Со второй половины семидесятых годов в храме началась медленная реставрация. К 1979 году была восстановлена колокольня и на ней воздвигнут крест. К 1990 году реставрация закончилась. В конце 1990 года храм был передан Свято-Владимирскому Благотворительному Братству, настоятелем был назначен о. Сергий Романов. Вслед за своим духовником переместилась из Виноградова в центр Москвы уже сформировавшаяся община. Первое богослужение и освящение храма св. кн. Владимира состоялось 24 мая 1991 года в день памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, учителей Словенских.